1. Понятие «поэтический мир”.
2. Слова-символы и слова-знаки.
3. Стиль есенинских стихотворений.
4. Характеристика поэтического мира.
Мир поэзии — сложное литературное понятие. Оно включает в себя не только основные темы и образы, но и общее настроение произведений, символику и значения упоминаемых образов, средства выражения мыслей и авторского «я». Он может быть скудным — тогда идет речь о несостоятельности личности как поэта, а может быть очень широким, ярким и разнообразным. Именно такой, многогранный, искрящийся и цветастый поэтический мир читатель видит в стихотворениях, созданных известнейшим поэтом серебряного века С. А. Есениным.
Несмотря на сложность, многогранность и некоторую противоречивость, мир поэзии Есенина характеризуется, прежде всего, тесной связью с мировоззрением и личностью поэта. Поэтический мир являет собой плотную ткань, соединившую и смешавшую в себе образы и символы, мотивы и темы творчества. Многократно повторяясь в одном и том же тексте, кочуя из одного произведения в другое, слово приобретает новые оттенки смысла и становится символом есенинской лирики. Соединяясь и взаимодействуя между собой, символы и становятся тем самым полем поэтического мира.
Один из самых распространенных слов-символов у поэта — черемуха. Осыпающиеся в середине лета белые лепестки напоминают ему снегопад, метель, «черемуховую вьюгу»: «сыплет черемуха снегом». Цветы и снег плохо сочетаются между собой, но художник, сравнивая и смешивая эти понятия, добивается особенного звучания текста.
Белые цветы, белый снег, белая кора берез — часто кочующий из одного стихотворения в другое цвет также является символичным. Для поэта он — саван, смерть, холод и неустроенность мира:
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона
И березы в белом плачут по лесам
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Сами по себе не имеющие оттенков настроения, цвета в произведениях Есенина, также становятся символами, настолько сильными, что их начинают использовать и другие поэты. Так, синий — любимый поэтом цвет — становится символом чистоты, глубины, огромных просторов и свободы. Большое значение имеет золотой или рыжий цвет: это цвет осеннего лесного пожара, цвет куполов церквей, цвет волос самого Есенина.
В этом плане белый — противоречивый цвет. Он и печаль, тоска и одиночество, но он же символизирует чистоту, церковность, веру. Белые снега, метель, иней, в зависимости от задумки художника, несут в себе различные оттенки смысла и эмоций. Переходящий образ метели несет за собой еще один значимый образ лирического мира — образ-символ тройки. Он двойственен: мчащаяся упряжка
— радость, молодость, сила; запоздалая или чужая — потерянная любовь, радость, молодость:
Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.
Мчится на тройке чужая младость,
Где мое счастье? Где моя радость?
Все укатилось под вихрем бойким
Вот на такой же бешеной тройке.
Символы, встречающиеся в тексте, переплетаются друг с другом, выстраивая оригинальные и неожиданные образные линии. Часто в этом процессе слова приобретают новые оттенки значения, начинают нести в себе определенное настроение. Особое значение для Есенина имеет слово «окно». Оно может просто обозначать предмет, часть избы:
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Однако сочетаясь с другими словами, оно становится образом, символом:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
Здесь «мерзлое окно» — символ безнадежности, неприкаянности, тоски. Во многих произведениях окно — своеобразный пункт наблюдения лирического героя, откуда открывается вид на огромный и яркий мир:
Я смотрел из окошка на синий платок…
В пряже солнечных дней время выткало нить…
Эта же позиция характерна как для самого лирического героя:
Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня
Понесут с могильным пеньем хоронить меня..,
Ты увидишь из окошка белый саван мой…,
Так и для автора, героя неявного:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
Читатель может заметить, что окно — наблюдательный пункт не только для простого человека, но и для высших существ:
Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай…
Откуда у поэта такая привязанность к одному образу? Но ведь окна — это таза избы, прикрытые ставнями или широко распахнутые навстречу небу и вольным просторам! Окно — это граница двух миров, разделяющая понятия «там» и «здесь», защищающая наблюдателя от воздействий внешнего, иногда жестокого мира.
Для поэта русская изба — это еще один мир, вместительный и информативный. Это — аллегория крестьянской жизни, спокойной, несколько сонной, размеренной. Еще в ранних стихотворных опытах поэтом затрагивается этот образ, довольно оригинально и точно исполненный:
Смолкшим колоколом над прудом Опрокинулся отчий дом Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины.
Часто на контрасте с богатыми, большими хоромами теплого и сытого дворянского мира простая русская изба с ее немудреным колоритом, но знакомым и приятным настроением, оказывается симпатичней читателю и автору:
Цветут сады, белеют хаты,
А на горе стоят палаты,
И перед крашеным окном
В шелковых листьях тополя.
Изба является центром немудреного мироздания крестьянской жизни, вокруг которой, словно притянутые ей, собираются прочие атрибуты землепашцев. Избы, простые, не слишком аккуратные, окруженные садами с плетнем и объединенные общей дорогой — это собирательный образ дореволюционной, милой сердцу Есенина России:
Гэй ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
…В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
Окно в таком случае выполняет роль заслона, препятствия между жестоким миром и теплом родной избы:
Закружилась пряжа снежистого льна,
Панихидный вихорь плачет у окна,
Замело дорогу вьюжным рукавом,
С этой панихидой век свой весь живем.
Так из обыденных слов с легкой руки мастера получаются значимые образы — символы. Эти символы
— тоски и радости, света и ненастья, взаимодействуя между собой, создают сложный и разнообразный поэтический мир. В нем всему есть место — огромной стране и маленькой травинке, любви и смерти, метели и цветущей черемухе.
Уникальность есенинского мира, цельного, зримого и богатого, отмечали не только современники поэта, но и потомки. Не случайно М. Горький, воодушевленный утонченностью, изяществом, образностью и символичностью стихотворений Есенина, так сказал о поэте: «Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения».