На Фонвизине в учебниках поставили клеймо обличителя крепостного режима и борца за социальную справедливость. На самом же деле Фонвизин никогда Русь к топору не звал и к революционерам себя не причислял. Он писал российскую действительность с позиции французского Просвещения такой, какой ее видел. А критическое отношение к крепостному праву и узурпации власти чиновниками в те времена было у каждого порядочного человека. Все без исключения российские императоры были против крепостного права — оно тормозило развитие государства, из-за него Россия не поспевала за техническим прогрессом. Но никто из царей до Александра Второго не осмелился отменить рабство, его свергли бы оголтелые крепостники.
Именно за эти «новейшие» взгляды Фонвизин всякий раз опасался опалы от царицы Екатерины Второй, но чутьем дипломата всегда уходил от опасности, даже вовремя подал в отставку. В этом он ничем не отличался от тысячи других придворных. И драматургом он был самым обыкновенным, ведь до него уже прославились Шекспир и Мольер. Заслуга у него не литературная, а историческая: в споре российских литераторов о путях становления русского литературного языка выиграл Фонвизин.
То есть в области изящной российской словесности Фонвизин действительно был революционер. Он писал живым просто-
народным языком, а не делал упор на церковнославянскую лексику и диковинные диалектизмы. Как ни удивительно, но это был язык двора, если судить по письмам Екатерины Второй и ее фаворитов: изящество в разговоре на французском или немецком и настоящее просторечье — на русском.
И если уж совсем пристально вглядеться в пьесу, то с ужасом можно заметить: Фонвизин революционер дважды, если осмелился пойти в своей комедии на столь грандиозные обобщения. Российские просторы — неопрятная усадьба Простаковых, где еще живут и Скотинины. Госпожа Простакова — всевластная и взбалмошная царица. Недоросль Митрофанушка — очередной молодой фаворит. Господин Простаков — безгласное, трусливое и туповатое правительство, в аппарате которого всю жизнь прослужил сам Фонвизин. Бесчисленные Скотинины — крепостники, задавившие все живое и умное в стране. Стародум и Правдин — честные и преданные отечеству дворяне, умевшие сказать правду в глаза. Такими были, например, Суворов и Радищев. А уже Софья — молодая Россия, чьим богатым наследством желают поживиться Простаковы и Скотинины.
Императрица Екатерина Великая была слишком умна, чтобы не заметить зашифрованное иносказание. Но именно ум величайшей из правительниц России подсказал ей разрешить постановку пьесы и до конца не слишком долгой жизни драматурга держать отставного чиновника как бы подле трона, но на упре- дительной дистанции — не печатать его произведений, но хвалить. Так было безопасней.
Вот что иногда случается, если перед экзаменом прочитать еще раз «программную» пьесу без предвзятости.