… В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией…
Н. Некрасов
Мой любимый поэт — Сергей Есенин. О нем и о его поэзии, вспоминая чтение поэтом своих стихов, очень выразительно сказал М. Горький: «После этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия…»
О чем бы ни писал Есенин, все освещено его искренними чувствами, необыкновенным поэтическим талантом, таким природным и таким русским. Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, — это родина поэта, страна его детства. Вся красота родного края: костер зари и гладь озер, шелест тростника и необъятная синь небес, тихий плеск волн и обсыпанные серебром ветки березы — с годами воплотилась в прекрасные стихи, полные любви к русской земле:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Есенин с ранних лет очень чутко воспринимал земную красоту и потом воплощал эти впечатления в незабываемых образах. У поэта заря «моет лапкой рот», как котенок на крыше, лошади на берегу Оки чуть-чуть «не выпили луну», а деревья в дубравах так звонко говорят, будто «кличут ветками к реке». Где бы ни был поэт, он помнил, любил, видел во снах свою милую родину.
Есенин трагически переживал революционную ломку вообще, а ломку крестьянских устоев — особенно. И тогда его душа сжималась от боли за Россию — «сердцу милый край». Эта боль вызвала к жизни образ, который меня трогает до слез: «красногривый жеребенок» скачет, «тонкие ноги закидывая к голове», за поездом «на лапах чугунных». Ничего трогательней и печальней этих строк, по-моему, нет:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Это пророческие строки: стальная пята большевизма уже в самом начале давила все живое, все инакомыслящее. И подавила на многие десятилетия. Поэт увидел это еще в 20-е годы и дал себе и своим читателям слово, что и далее будет «воспевать всем существом… шестую часть земли с названьем кратким „Русь»». Не Советскую Россию, а именно Русь.
А еще я очень люблю те стихи С. Есенина, в которых есть лирические раздумья о жизни и молодости: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…» «Мы теперь уходим понемногу…», «Жизнь — обман с чарующей улыбкой», «Цветы мне говорят — прощай…» и другие. Сколько в них сокровенного, лично пережитого! Загнанный в угол новой жизнью, Есенин не ожесточился, не обозлился:
Но все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
Но, пожалуй, больше всего я люблю его «Персидские мотивы». Читаешь, и душа отзывается на каждую строку о любви. Хотя каждое стихотворение «Персидских мотивов» проникнуто ароматами и блаженством Шираза, поэт остается русским, который золото волос «взял у ржи», у которого «в душе звенит тальянка», который помнит «про волнистую рожь при луне» и про «дальнюю северянку».
Читая и перечитывая любимые строки Есенина, я всегда чувствую, что мне от них становится хорошо на душе. Годы и века сохранят для людей творчество этого поэта «золотой бревенчатой избы».