Вы находитесь: Главная страница> Шукшин Василий> МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ В. М. ШУКШИНА

Сочинение на тему «МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ В. М. ШУКШИНА»

У рассказов и повестей Василия Шукшина есть од¬на особенность. Их на первый взгляд простые и бесхи¬тростные сюжеты после первого же прочтения нельзя забыть. Почему-то спустя время вновь и вновь возвра¬щаешься к этим рассказам. Шукшинские рассказы хо¬чется читать и перечитывать. Сам писатель говорил: «Настоящая литература рассчитана на неодноразовое прочтение».
Судьбы и характеры персонажей книг Шукшина совсем несхожи. Да и сюжеты рассказов тоже разные. Но, внимательно в них вчитавшись, поймешь, что все эти произведения объединяет что-то общее. Существует такое понятие — «шукшинский герой». Действительно,
героев Шукшина не спутаешь с другими. Они особен¬ные, неповторимые, они несут запас доброты, гуманнос¬ти, любви к людям, они не терпят зла, лицемерия, хан¬жества, они великодушны и снисходительны. Наверное, это заложено в них с детства самой природой, людьми, которые их окружают.
Добрый и непосредственный маленький Ванька Ко- локольников из рассказа «Далекие зимние вечера». Он озорной, смышленый, умный. Он может подраться, да¬же «дать по сопатке», но может быть снисходительным и мудрым со своей младшей сестренкой. С такой же добротой автор рисует и образ Наташки. Она умори- тельно-талантливо подражает матери, корит непутево¬го брата: «Вот не выучишься — будешь всю жизнь ло¬ботрясом. Пожалеешь потом, локоть-то близко будет, да не укусишь». Но, удивительное дело, за описанием постоянных детских препирательств, их смешных обид становится все явственнее ощущение какой-то глубо¬кой и тонкой, как бы само собой разумеющейся сердеч¬ной привязанности друг к другу этих двух маленьких существ. Старший брат не позволяет себе, конечно, об¬наруживать перед сестренкой свои истинные чувства, но они то и дело пробиваются, вызываемые искренними душевными порывами: баюкая куклу, Наташка поет при этом взрослую «невыносимо тяжелую и зауныв¬ную» песню, и Ванька, чуткая душа, вдруг затихает и слушает сестренку серьезно, едва сдерживая слезы. Эти маленькие герои не могут не нравиться.
Так же располагает к себе и шорник Антип Кала¬чиков. Этот человек до старости сохранил застенчивую и добрую душу, несмотря на тяжелую жизнь: он не¬прерывно работал да вдобавок молча и безропотно сно¬сил упреки жены. Только один раз восстал он против ее деспотичного гнета и то потому, что случай был по- истине из ряда вон выходящий: Марфа бросила в печь балалайку, которая была «страсть Антипа, его бессло¬весная глубокая любовь всей жизни». Антип изрубил на куски все хомуты, сбруи и куда-то ушел, неделю
домой не приходил. А когда возвратился, то повесил на стене новую балалайку. Но, несмотря на ссоры, у них есть минуты душевной близости, которые и делают их жизнь по-настоящему нужной и насыщенной. В эти ми¬нуты мы видим внутренний свет героев, и житейские передряги становятся неважными, мелкими. Главное — душевная простота этих людей, их нравственный облик.
Такая же чуткая и нежная душа у Пашки Холман- ского. Пашкино призвание, как он считает, творить лю¬дям добро.
Шукшинские герои не терпят лицемерия, зла, хам¬ства и подлости. К сожалению, мы не можем убежать от зла в этой жизни. Об этом повествуют рассказы «Кляу¬за», «Обида», «Змеиный яд», «Сапожки». Сергей из рас¬сказа «Сапожки» читает в лице продавщицы ненависть. «“О господи! — изумляется Сергей. — Прямо ненави¬дит. За что?” Продавщица все глядела на него. В глазах ее, когда Сергей внимательно посмотрел, действительно стояла белая ненависть. Сергей струсил». Такой же и красноглазый из рассказа «Ванька Тепляшин», и про¬давщица Роза из «Обиды», и вахтерша из документаль¬ного рассказа «Кляуза». Шукшин задает вопрос: откуда берутся злые, бескультурные люди? Сашка из рассказа «Обида» пытается ответить на этот вопрос: «Что за ма¬нера? Что за странное желание угодить продавцу, чи¬новнику, хамовитому бюрократу? Угодить во что бы то ни стало! Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто же их нам не завез, не забросил на парашютах! Сами. Давайте разберемся в конце концов. Пора же им и уко- рот делать. Они же уже меры не знают…» Герой расска¬за «Психопат» пытается даже бороться с людьми подоб¬ного рода, пускай неумело, пускай его иногда тоже мож¬но обвинить, но он хочет, чтобы люди хорошо делали свое дело и приносили пользу там, где это в их возмож¬ностях. Он устраивает публичный самосуд над шофе¬ром, посмевшим бросить старинную книгу в грязь, он яростно пеняет доктору за то, что медсестра не умеет делать уколы. Хотя самосуд, конечно, трудно одоб¬рить, тем более что и в беседе с доктором Семен Ива¬нович успевает наговорить кучу всяких нелепостей, во всех этих случаях он тем не менее совершенно прав. И интеллигентный доктор вынужден в конце концов это признать.
Произведения Шукшина написаны почти полвека назад, но, несмотря на это, близки и понятны нам, со¬временным читателям. Наверное, ценность в том, что все произведения проникнуты великой любовью к сво¬ей земле, к людям. Та сердечность, которой дышит каждое слово, каждая строчка его произведения, пока¬зывает, как дорога писателю его родина, простые лю¬ди. По-моему, Шукшин своей любовью, теплотой, ду¬шевностью, простотой и высокой нравственностью су¬мел охватить все. Поэтому лучшие его герои похожи на него. Их отличает искренность, глубокое понимание других людей, высокие нравственные идеалы. Таков Егор Прокудин в «Калине красной» — глубоко чувст¬вующий человек. Из темного воровского мира он шаг¬нул в новое и светлое. Его душа осталась чистой, он не хочет возвращаться в прошлое. Автор показывает, что истинная доброта, душевность, любовь к людям не мо¬гут исчезнуть. Рисуя таких людей, он заставляет и нас поверить в добро, гуманность, чуткость и другие каче¬ства, благодаря которым человек остается человеком. Добро воспитывает и возвеличивает человека, зло уничтожает его.