Я думаю, что нет, потому что совести у нашей эпохи нет. Молодые люди в наше время только «слышали» об Александре Исаевиче Солженицыне в школе и видели его по телевизору, но почти ничего не читали из его литературных трудов. И вовсе не потому, что сейчас люди отвыкли читать. Библиотеки удивительно бедны на книги Солженицына, могу судить об этом не только по «столицам», но и по своему райцентру. И с точкой зрения писателя уже никто не согласится. Сейчас вся молодежь думает единодушно — самобытность русского народа пойдет ему только во вред, ведь молодежная культура интернациональна, нам не следует отличаться от американцев.
Народ у нас не русский, не советский, а «попсовый». Советская власть помогла когда-то безбожнику втоптать в грязь наперсный крест попа. Дозволила сбить пенсне с учителя, и фуражку с офицера, а это ой как сладко — чувствовать себя «крутым». Такими, по-моему, мы и остались, не любим сильно грамотных.
В одном книжном магазине по витрине с поэзией разложили плакаты рок-группы «Продиджи» в гриме бесов. Я указал продавщице на неуместность такого соседства, а пожилая деревенская покупательница набросилась на меня: «Мало вы, грамотеи чертовы, нашу молодость губили своей наукой? Нехай хоть наши детки поскачут, как хочут!». Не станут люди читать Солженицына и других православных писателей. Современность предлагает молодому человеку жизнь из рекламного ролика. А старая русская жизнь требует молитвы, поста, смирения и уважения к старинным ценностям. Поклоны бить — не на дискотеке крутиться. Кто живет по обычаям старины, уже кажется сектантом в наше время.
Согласен, Солженицын и некоторые другие писатели сохранили память о старой России. Но в народе словно договорились о старом не вспоминать, прошлое не бередить, о наболевшем не говорить, православное отбросить. Понятно, в доме, где недавно вынесли покойника, не стоит поминать старое. Нам как бы говорят: «Наша история тяготит нас. Есть лишь «одна главная наука, как людям ладить друг с другом» ценой любых потерь и уступок, так учил великий Толстой. А ваш Солженицын просто опоздал вернуться в Россию…»
Похоже, староверы — извечный крест на Руси. Новые староверы из щемливых сердцем патриотов будут теплить искорку русской памяти даже в адских огнях ночных дискотек и казино.
Не поздно, а слишком рано вернулся Солженицын в Россию. Когда на обломках мировой культуры восстанут новые подвижники раздувать притухшие искорки гордости отечества, тогда и лягут им в руки книги забытого на время пророка Александра, которые станут апокрифами Последнего Завета. Ведь сам Александр Исаевич видит причину национальной (и мировой) катастрофы в отходе человечества от Бога, небрежении нравственными ценностями, своекорыстии, неотделимом от властолюбия, и приверженности химерическим мечтаниям об установлении «всеобщего благоденствия» на Земле под властью единого правительства.