Сергея Есенина принято считать певцом деревни. Да, в какой-то мере это так. Детство Есенина прошло в деревне, на рязанской земле. Поэт вобрал в себя всю красоту природы: ее широкие леса, поля, синие реки, «зеленокудрые березки». Эти образы перенес он и в свою поэзию. Поэтическое мироощущение, восприя¬тие автора меняется так же, как меняются взгляды Есенина-человека. Не зря он сам говорит: «Мои сти¬хи — моя биография».
Попробуем проследить биографию Есенина через его стихи. Детство прошло в селе Константиново, на лоне природы. Сам поэт по поводу своего рождения говорит:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали…
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Творчество Есенина изобилует картинами родной природы. Через них и раскрывает поэт мир своих чувств. Но детство не всегда было безоблачным и сча¬стливым. Есенин рос без родителей, и это оставило глубокий след в его душе. Поэтому в его раннем твор¬честве наряду с любованием природой встречаются и грустные нотки:
Будто жизнь на страданья моя обречена;
Горе вместе с тоской заградили мне путь;
Будто с радостью жизнь навсегда разлучена,
От тоски и от ран истомилася грудь.
Будто в жизни мне выпал страданья удел;
Незавидная мне в жизни выпала доля.
Уж и так в жизни много всего я терпел,
Изнывает душа от тоски и от горя.
Много воспоминаний Есенина связано с бабушкой и дедом. Именно они были первыми его учителями. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала сказки, пела песни, унося воображение мальчика в мир ста¬ринных преданий и легенд:
Под окном
Костер метели белой,
Мне девять лет Лежанка, бабка, кот…
И бабка что-то грустное,
Степное пела,
Порой зевая И крестя свой рот.
У Есенина много стихов, которые рассказывают о нем самом. Среди своих сверстников будущий поэт был не¬утомимым заводилой по части различных мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой:
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой.
Уже в ранней лирике на первый план выступает тема природы. Она не воспринимается Есениным от¬дельно от человека, они связаны кровными узами. Для молодого поэта природа — чудесный и необъят¬ный храм, в котором все прекрасно. Одним из таких стихотворений является «Дымом половодье». Есе¬нин передает нам свое умиротворенное настроение. Именно здесь, у алтаря природы, а не в большом
храме возникает у поэта желание «украдкой» помо¬литься:
Дымом половодье Заливало ил.
Желтые поводья Месяц уронил.
Заунывным карком В тишину болот Черная глухарка К всенощной зовет.
К каждому из нас раз в жизни приходит своя вес¬на. Единственная и неповторимая. Такой незабываемо счастливой стала для Есенина весна 1915 года:
Мечтатель сельский —
Я в столице
Стал первокласснейший поэт.
В 1915 году поэт в журнале «Северные записки» печатает «Русь». Это стихотворение — рассказ о ро¬дине в годы военных невзгод. В нем атмосфера тре¬вожного предчувствия надвигающейся беды. Поэт лю¬бит свою родину, и от ее страданий ему еще больнее. Ему небезразлична судьба родины, особенно теперь, в революционную эпоху. Первое время Есенин поло¬жительно относился к революции. К этому периоду относятся его стихотворения «Разбуди меня завтра рано…», «О верю, верю, счастье есть!..», «О муза, друг мой гибкий…», «Теперь любовь моя не та…». Чем боль¬ше вслушиваемся мы в звучание этих стихотворений, тем отчетливее улавливаем новое душевное настрое¬ние поэта:
О верю, верю счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Революция свершилась, но она не принесла ни ожи¬даемого лазурного мира, ни «мужицкого рая», к которо¬му с детства тянулся Есенин. Вместе с этим поэт пере¬стает понимать свой народ. У него все больше появляет¬ся печальных ноток. Свое мироощущение того времени Есенин выразил в поэме «Сорокоуст». Романтический рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребен¬ка, имеет глубокий подтекст. «Конь стальной, — замеча¬ет по этому поводу поэт, — победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни».
Нельзя не вспомнить есенинский цикл «Москва ка¬бацкая». В этом цикле Есенин выступает «московским озорным гулякой», хулиганом, прячущим за беспечнос¬тью и удальством скрытую тоску и тревогу. Эту тоску и тревогу он все чаще пытается утопить в вине и разгу¬ле, но снова появляются мотивы безвременной кончины, ностальгия по далекой родине и счастливому времени. Есенин кажется себе одиноким в этом мире и никому не нужным. Ему некуда идти, у него нет родины:
Да, теперь решено. Без возврата
Я покинул родные поля.
В его душе все больше усугубляется разлад. Отчая¬ние, недовольство собой приводят к тому, что в его сти¬хах появляется чувство отстраненности по отношению к себе и к своему творчеству. Ярким примером этому служит поэма «Черный человек». С трагической искрен¬ностью поведал Есенин в своей поэтической исповеди о том «черном», что омрачало и угнетало его, что больше всего терзало его «непродажное сердце»:
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются Голубой блевотой, —
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло Обокравший кого-то.
В конце жизни поэт предчувствует свою гибель. Его последними стихами стали «Не жалею, не зову, не плачу…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Эти стихи тоже являются его лирической исповедью, исповедью прощания, в которой слышится полная по¬корность судьбе. Бывший бунтарь смиряется. Есенин ждет смерти и верит, что она принесет ему избавление от мучительных раздумий, сомнений и неизбежных ошибок, сопутствующих жизни.
Вся поэзия Есенина полностью отражает его чув¬ства и мысли. Она прошла от первоначального востор¬женного воспевания «страны березового ситца» до по¬следних трагических стихотворений — предчувствий смерти.
У великих поэтов одна дата жизни — дата рожде¬ния их неповторимого таланта. Казалось бы, все, о чем рассказывал Есенин в стихах, он рассказывал о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас сегодня. За личной судьбой поэта встает его время. Из далеких двадцатых годов Есенин шагнул в наши дни и даль¬ше — в будущее.