Вы находитесь: Главная страница> Гончаров Иван> "Мысль семейная" в романе "Обломов"

Сочинение на тему ««Мысль семейная» в романе «Обломов»»

Мотив любви присутствует в большинстве классических произведений русской литературы. Но часто любовная коллизия в произведении выполняет лишь роль фона, на котором выделяется основная мысль. К немногим произведениям, написанным о любви (а не о героях, которые «подвергаются» и любви в числе прочих испытаний), можно причислить романы Гончарова. Он пытается раскрыть сущность любви, ее влияние на героев и на человечество в целом. Основным тезисом Гончарова (не только в «Обломове», но и в реальной жизни) являются слова, вложенные в уста Андрея Штольца: «Любовь движет миром с силой Архимедова рычага». Любая любовь: счастливая или несчастливая.

Андрей Штольц, чтобы развеять иллюзорный мир Обломова, вернуть его в реальную жизнь, знакомит его с Ольгой Ильинской. Начинается первая любовная параллель: Ольга — Обломов. На первый взгляд в Обломове из-за любви происходят удивительные изменения: он все время на ногах, спит только ночыо, читает книги. Но духовно он не изменился. Движение любви либо бессильно помочь ему, либо ему не надо помогать: Илья Ильич полон светлой внутренней любви, которая не дает необходимого видимого движения, но оставляет душу чистой, живой и чувствительной.

Любовь Ольги к Обломову — это особенный вид любви. Обломов для Ольги — это некая Галатея, а ей самой приходится быть Пигмалионом. При таких отношениях Ольга смотрит на Обломова чуть-чуть сверху вниз, как на вещь, которую ей предстоит переделать, довести (по ее и Штольца мнению) до идеала. Эта любовь не могла быть долговечной, тем более не могла привести к браку. Как только Ольга возродила бы Илью Ильича, он перестал бы быть интересным для нее. Любовь Ольги и Обломова — это скорее детская забавная игра, занятное развлечение, проверка своих сил для Ольги, а не истинная любовь. Поэтому она принесла любящим только боль, не изменив Обломова, не зароди» в душе Ольги новые чувства.

Параллельно с любовыо господ автор описывает сложные отношения между Захаром и Анисьей. Это не любовь, а обыкновенные ровные отношения между мужем и женой. Гончаров говорит: «Страсть надо утопить в женитьбе». Захар и Анисья одна из многих пар, которые утопили страсть в женитьбе. А вернее, в их случае страсти не было вообще. Эта линия интересна тем, что в связи с ней раскрываются отношения мужей к женам. Делая вид, что не прислушивается к советам Анисьи, Захар потом следует им. Это выделяет Ольгу и Штольца из обшей массы семейных пар: они относятся друг к другу с уважением и вниманием почти идиллическим.

Любовь Штольца была сначала эгоистична. Он вел Ольгу к своему идеалу, не совсем четко представляя, в чем он заключается. Мечтая о любви созидательной, и о жене — образованной и деятельной участнице жизни своего поколения, Штольц, ведомый истинной любовью, приходит к обломовскому идеалу. То есть всякая истинная любовь приводит, по мнению автора, к спокойной, тихой жизни.

Обломов достиг почти того же, что и Штольц, но другим способом. Рай Обломову подарила Агафья Матвеевна. Ее любовь ничего не требует от него и идет на жертвы сама. «Но она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под это сладостное иго безусловно…» Любовь Пшеницыной, как и любовь Ольги, Гончаров пытается анализировать, найти ее причины, определить ее ход.

Отношение к себе Агафьи Матвеевны Обломов воспринимает как должное. Именно так должно быть, именно так было в детстве, в Обломовке. В любви к Ольге у Обломова было что-то противное его внутреннему миру, неестественное, а потому бесполезное. Разум Обломова считает, что любовь должна быть яркая, пылкая, но сердце стремится к тихой, спокойной любви, не требуюш,ей подвигов. Агафья Матвеевна, напротив, нуждалась в ком-то, ради кого она могла бы сделать все. Отношения между Пшеницыной и Обломовым вполне естественны, приближены к жизни, в то время как брак Ольги и Штольца утопичен. Обломов оказывается ближе к реальности, чем реалист Штольц.

Ольга и Штольц живут в Крыму, все вещи — и необходимые для работы, и романтические безделушки — находят себе место в их доме. Их окружает идеальное равновесие даже в любви: страсть утоплена в женитьбе, но не угасла. Но Штольц даже не подозревает, какие богатства таятся еще в душе Ольги.

Штольц полюбил Ольгу, как пушкинская Татьяна Онегина: «Пришла пора, она влюбилась». Ольга уже любила, она переросла Штольца духовно, потому что не стремилась упорно к цели, а видела разные дороги и выбирала, по какой из них идти. Она пыталась понять и полюбить жизнь Обломова, но ей это не удалось. Теперь, в Крыму, Ольга чувствует в своей жизни черты идиллии Обломова, и это ее настораживает, она не хочет так жить. Но любовь Ольги и Штольца — это любовь двух развивающихся людей, которые помогают друг другу, и они должны найти выход, чтобы продолжить искать свой путь.

Итак, о видах любви в романе Гончарова «Обломов» сказано очень много. Но автор не останавливается на достигнутом и пишет не только об идеальной любви и любви кажущейся, но и об идеальных браках.