Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Н.А. Некрасов — народный поэт 2

Сочинение на тему «Н.А. Некрасов — народный поэт 2»

Н. А. Некрасов принадлежит к числу тех поэтов, в творчестве которых народная тема является основной и в чьих произведениях четко сформулирована гражданская позиция. «Я лиру посвятил народу своему», — писал Некрасов, и эти слова в полной мере характеризуют его творчество.
Как отмечали многие современники, со времен Пушкина не было ни одного поэта, который бы сумел так полно отобразить народный характер, выразить надежды основной его части.
Примечательно, что книги Некрасова имели колоссальный успех и расходились в считанные дни. Многие стихотворения стали настолько популярны и так глубоко проникли в народную среду, что их начали считать народными. Таковы «Тройка», песня из «Коробейников» «Ой полна, полна коробушка…» и другие.
Тому, что Некрасов смог стать выразителем интересов целого народа, имеется две причины. Первая — он говорил народным языком, понятным и близком каждому крестьянину, жившему в России. Вторая — он поднимал важные, животрепещущие проблемы, которыми жило тогда общество. Другими словами, он говорил с народом на понятном ему языке о том, что его волновало.
Именно Некрасов ввел в поэтический язык живую разговорную речь. Если Алексей Кольцов открыл для России все неисчерпаемое богатство фольклора, то Некрасов сделал разговорную речь обычных крестьян органичной частью литературы. В его стихотворениях появляются диалоги (напр., «В дороге», «Крестьянские дети», «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога» и др.), яркие речевые характеристики. Для его поэзии характерны развернутая образность, связь с народными истоками, реалистичность рисуемых картин.
Одной из важнейших тем для страны в то время был крестьянский вопрос — об отмене крепостного права, об учреждении гражданских свобод, проведении либеральных реформ. Показать тяжелую, порой невыносимую долю русского крестьянина — именно такую задачу поставил себе поэт. В результате на свет появились такие произведения, как «Несжатая полоса», поэма «Мороз, красный нос», «Размышления у парадного подъезда». Не оставил своим вниманием Некрасов и беспросветную жизнь городской бедноты (цикл «О погоде», «Огородник», «Еду ли ночью по улице темной», «Вчерашний день часу в шестом»).
Некрасов сумел всесторонне отобразить русский крестьянский характер, причем не только его положительные стороны. Он уважал и любил в крестьянине труженика, творческую жилку. Но в то же время он видел забитость крестьянина, его темноту, неграмотность, косность.
Однако, по Некрасову, служение народу — есть долг каждого поэта. А тем более гражданина. Как писал он в стихотворении «Элегия»,
… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Проиллюстрировать все вышесказанное можно на конкретном примере — одном из самых известных стихотворений Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
Само название стихотворения («размышления») указывает на одические традиции Ломоносова и Державина. Однако традиции эти переосмыслены Некрасовым, «высокие» некрасовские слова не однозначны, как у Ломоносова. С первых строк поэт обличает лжеторжественность, «парад холопства, торжество холуйства»:
Вот парадный подъезд.
По торжественным дням
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям…
В отличие от оды Державина «Вельможа» (в которой к высокопоставленному лицу приходят просители) у Некрасова появляются просители-мужики — символический образ деревенской России. Поэт рисует крайнюю степень нищеты, горя и униженности крестьян. «Крест на шее и кровь на ногах» выступают символом страдания и подвижничества. Швейцар прогоняет просителей, не приняв «скудные лепты».
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»
Разводя безнадежно руками,
И покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами.
Затем поэт вводит читателя в покои вельможи, погруженного в негу и роскошь. Описание старости вельможи, его «аркадской идиллии» резко контрастирует с общим содержанием произведения.
Напряженный лиризм стихотворения разрешается сто- ном-песней, в которой предстает обобщенный образ русской земли:
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал!
В кульминации стихотворения появляется тема Волги — извечной героини русских народных песен:
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.
Завершает стихотворение мучительный вопрос, обращенный к народу:
…Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Этот вопрос Некрасов задает и в других своих произведениях, например, в стихотворении «Элегия».
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…
С горечью поэт констатирует, что народ еще не пробужден, что еще не дорос до того, чтобы самостоятельно определять, куда идти. Со времен Державина и Пушкина в России мало что изменилось. Поэт понимает, что его голос, призывающий к свободе, во многом — глас вопиющего в пустыне. Однако он надеется, что его пример заставит молодое поколение также бороться за освобождение народа, за свои гражданские права. И, рано или поздно, долгожданный день освобождения придет.
Итак, творчество Некрасова с полным основанием можно назвать «народным». Он сделал поэтическое творчество более демократичным, ввел в него живую разговорную речь, образы людей из народа. Он говорил о проблемах, которые волновали большую часть народа, боролся за «пробуждение» России от векового сна, зато, чтобы дети или хотя бы внуки современных ему крестьян обрели бы свободу и гражданские права.
Творчество Некрасова оказало огромное влияние на развитие русской литературы, породив целую поэтическую школу, создав новую эстетику, сделав поэтическое слово ближе к народу.