Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Н.А. Некрасов о предназначении поэта и поэзии 2

Сочинение на тему «Н.А. Некрасов о предназначении поэта и поэзии 2»

Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. В условиях России, где всегда существовала неограниченная монархическая власть, где подавлялось любое инакомыслие, где произвол властей и чиновничества принимал колоссальные масштабы, слово поэта было той «отдушиной», тем глотком свободы, которые мог позволить себе обычный человек.
В. Кюхельбекер первым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта «пророком». Гражданская позиция, долг по отношению ко всему остальному обществу таким образом ставились на первое место. Положение пророка призывало поэта стоять над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости. Пушкин вслед за своим другом и собратом по перу также призвал поэта «глаголом жечь сердца людей». Лермонтов принял эстафету от Пушкина, но его пророк уже другой. Он также наделен даром всевиде- ния, но если пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до них близкие поэту идеалы, то лермонтовский бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы.
Пророк у Некрасова — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно: «Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья». Но молчать ему не позволяет его позиция: «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной».
Наиболее полно некрасовский взгляд на предназначение поэта и поэзии кредо изложен в стихотворениях «Поэт и гражданин» и «Элегия».
Стихотворение «Поэт и гражданин» представляет собой разговор представителей двух различных взглядов на литературу и, в частности, поэзию. Не случайно Некрасов не дает своим героям имен. Он их лишь обозначает: Поэт и Гражданин, причем эти обозначения очень точно характеризуют саму суть их взглядов на искусство. Таким образом, перед нами возникают типы, обобщенные образы людей с определенным мировоззрением.
Гражданин приходит к Поэту и призывает его воспрянуть духом, «громить пороки», приносить пользу обществу.
С твоим талантом стыдно спать,
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…
В противовес Поэту, который полон скептицизма и постоянно говорит о «высоком искусстве», которое чуждо мирской суеты, Гражданин считает, что основной компонент поэтического таланта состоит именно в способности сопереживать, разделять горе и боль других людей, помогать им. Без этого сопереживания поэзия мертва, это лишь ремесло, «плетение словес».
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
В этих четырех строках в концентрированном виде содержатся представления Некрасова о предназначении поэта и поэзии. Он уверен, что вдохновение посещает лишь того, кто свято следует этим заветам. Поэт (он сам в конечном итоге в этом признается) предал свои убеждения, не выдержал испытаний. В итоге он растратил свой талант понапрасну, так и не понял, ради чего жил.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Свое развитие тема предназначения поэта и поэзии получила в стихотворении «Элегия», которое считается его поэтическим завещанием.
Некрасов говорит о том, что тема «страданий народа» по-прежнему не устарела. Обращаясь к молодому поколению, он призывает его посвятить свой талант этой вечной теме.
… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Некрасов пишет о том, что сам пытался следовать этим принципам.
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Служение — основное предназначение поэта. Поэт мечтает о том дне, когда в России не будет рабов, однако он понимает, что мечтания сами по себе ничего не дадут. Следует бороться для того, чтобы приблизить этот день, «идти вперед», «в бой», который «решит судьба».
Поэт видит, что отмена крепостного права мало что изменила в жизни простого народа. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..» — восклицает поэт. Но вопрос это риторический. Большая часть крестьян по-прежнему была бесправна, не имела собственной земли, жила в нищете. Но даже не это беспокоит более всего поэта. Его беспокоит «безмолвие» народа, то, что он никак не пробудится от векового сна, никак не встанет на защиту своих интересов.
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы.
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…
Рабство, угнетение, ущемление человеческого достоинства — это не только явления противоестественные с точки зрения человеческой морали, но и вещи богопротивные, нарушающие промысел Божий, искажающие его (природа откликается на песню поэта). Тем не менее поэт с горечью констатирует, что сам народ, к которому обращены его призывы, молчит, словно не слыша голоса разума и свободы. Здесь тоже можно усмотреть перекличку со знаменитой пушкинской ремаркой из «Бориса Годунова» («Народ безмолвствует»), кроме того, возникают определенные ассоциации с гоголевской «птицей-тройкой», которая мчится куда-то, но куда — «не дает ответа». Поэт понимает, что его голос во многом был гласом вопиющего в пустыне, что никакого действия из него не родилось. Он лишь надеется, что его добрые намерения не позабудутся. И это опять воскрешает в памяти пушкинские строки: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». Он надеется, что новые поколения поэтов последуют его примеру и, возможно, их дети или даже внуки обретут наконец долгожданную свободу.
Итак, тема о предназначении поэта и поэзии является одной из центральных в творчестве Некрасова. Он по-новому осветил эту традиционную для русской литературы тему. Он обратил внимание интеллигенции на страдания русского крестьянства, на рабское состояние большей части населения страны. Он поднял гражданственность до уровня важнейшего качества, необходимого поэту. В то же время Некрасов говорит о том, что народ по-прежнему «не пробужден», что он не готов к обретению свободы. Однако оценивая свой жизненный путь, Некрасов не сожалеет о прожитых годах, он призывает молодых точно так же посвятить лиру «народу своему».
Творчество Некрасова оказало огромное влияние на развитие русской литературы, породив целую поэтическую школу, создав новую эстетику, сделав поэтическое слово ближе народу.