Наполеон Бонапарт, как сказал о нем А. С. Пушкин — это «властитель человеческих судеб». Под звездой славы выдающейся во всех отношениях личности прошла не одна человеческая жизнь. Героический полководец, который создал и спас Французскую Республику, соблазнился мишурой короны и потерял свою неограниченную власть над народами Европы. Одним из знаменитых сторонников Наполеона был и Фредерико Стендаль, который буквально обожал императора. Примером тому может быть книга «Жизнь Наполеона», написанная Стендалем в 1817-1818 годах. В этом романе Наполеон изображался как чрезвычайная личность, человек, величественный своим умом, железной волей и жизненной энергией. Жюльен Сорель, главный герой еще одного романа Стендаля «Красное и черное», как и сам автор произведения, был рожден в героическую эпоху. В детстве Сорель имел возможность наблюдать марши наполеоновских драгун, он замирал от восторга, когда слышал рассказы о победном шествии армии Наполеона по Европе.
С самого детства Жюльен мечтал о блестящей карьере военного, представлял в ярких красках то, как его кумир Наполеон Бонапарт, пробьется в высшие круги общества. Однако все его мечты были связаны с эпохой революции, которая к тому времени уже канула в небытие. В результате Жюльен Сорель становится всего лишь гувернером и впереди его ждут не поля грандиозных битв, приносящих славу, а всего лишь унылые коридоры, по которым пробиваются к признанию в высшем обществе его современники. Сорель решает, что в нынешней ситуации ему лучше стать священником, и надевает на себя черную рясу, которая так не подходит к его красивому лицу. Во времена правления Наполеона он смог бы выделиться из толпы, выдвинуться и занять высокое положение в обществе. Однако даже в свое время этот честолюбивый юноша добился значительных успехов, о которых мог только мечтать любой молодой крестьянин. Но только не честолюбивый Жюльен Сорель. Главный герой романа читает рассказы о кампании Наполеона в Италии и его пребывании в качестве узника на острове Святой Елены. Он мечтает возвыситься на такую же высоту, как и его идеал, он мечтает стать кумиром для миллионов людей.
Все, о чем бы ни думал Жюльен Сорель в начале своей самостоятельной жизни, возвращает его мысли к любимому императору. Прочитанные Наполеоном книги, его замечания относительно моды, его манера разговаривать и делать комплименты — все это было для Сореля руководством к действию. Даже о покорении сердца мадам Реналь Жюльен думал как некогда Наполеон думал о завоевании очередной крепости. Стихия Сореля — это героическая эпоха подвигов, которая, к сожалению, к моменту его рождения уже прошла. Несмотря на это, он все равно идет в бой, побеждая в своем воображении своих врагов. Он идет в бой один против всех, как и его кумир.
Жюльен Сорель — одинокий и гордый человек, чем он очень напоминает Наполеона в юности и молодости. Пытаясь храбро сохранить черты человечности и свое достоинство в мире лжи и интриг, он не хочет, да и не может служить лакеем. Образ Наполеона в романе Стендаля «Красное и черное» неразрывно связан с образом ястреба. Именно эта хищная птица кажется Жюльену Сорелю воплощением одиночества и силы. И он завидует этому ястребу, в котором видит самого Наполеона. Чтобы как-то вырваться из тесной клетки жалкого существования, чтобы победить реальных врагов героя романа — столичную аристократию и провинциальных буржуа, чтобы завоевать достойное место и успех в обществе, человек, по мнению Жюльена, должен быть таким же сильным и гордым, как эта птица. При этом нужно быть бдительным и в каждую секунду готовым к атаке. Жюльен Сорель, сын простого плотника, находит в себе силы бросить вызов высшему обществу, отказывается от защиты на суде и выступает со страстной речью, раскрывая все пороки того общества, в которое совсем недавно так стремился попасть. Он — волевой человек, который смог пожертвовать собой в нужном месте и в нужное время, но не позволил растоптать свое человеческое достоинство. Свое восхищение Наполеоном Бонапартом Стендаль сумел передать в образе главного героя романа «Красное и черное» Жюльена Сореля.
Однако при этом автор прекрасно осознавал его двойную сущность — с одной стороны Бонапарт — генерал революционной армии и национальный герой, с другой стороны он — честолюбивый завоеватель, император и тиран. Поэтому в романе «Красное и черное», как и в других своих произведениях, Стендаль пытался показать обе стороны этой противоречивой личности, делая это через восприятие мира своими героями.