Образ Дон Кихота, несомненно, многогранен и противоречив. Многие читатели видят в нем не просто старого, одинокого человека, который начитался рыцарских романов и отправился искать приключений на свою голову. И это правильно, хотя сам автор писал скорее развлекательное юмористическое произведение с уклоном в морализаторство. Сервантес создавал пародию на рыцарский роман, то есть его целью было высмеять увлечение общества достаточно сомнительными ценностями, вроде культа грубой силы, или заносчивости. Но результат получился довольно неоднозначным, в чем и проявилась гениальность Сервантеса. В образе Дон Кихота мы видим, прежде всего, последнего романтика, защитника униженных и оскорбленных. Человека, слабого физически, но способного бороться с превосходящим противником.
В результате, смешные стороны только подчеркивают его высокие моральные качества. Образ Ламанчского идальго получился очень трогательным, он вызывает уважение и сочувствие. Парадокс заключается в том, что образ героя, созданный для критики рыцарских историй, с течением времени стал для миллионов читателей символом рыцарской отваги и доблести. Хотя, если следовать строгой логике, то действия престарелого рыцаря мало кому принесли пользу, и, несомненно, странствия и приключения нанесли реальный вред его здоровью и благосостоянию. Буквально понимая смысл произведения, мы видим смешного старика, который сражается с сельскохозяйственными сооружениями — ветряными мельницами. То есть, это всего лишь сумасшедший, начитавшийся рыцарских романов.
В бурдюках с вином и сукновальнях он видит злых волшебников, в мельницах — великанов, а в обычной крестьянке — прекрасную Даму. Но сумасшествие ли это? И разве все мы в определенные моменты не ведем себя точно так же? Ведь, например, влюбляясь, мы видим в обычном парне или девушке прекрасного принца или принцессу. Этот пример банален, но в целом романтичность придает волшебство и прелесть скучной, обыденной реальности. Прозрение наступит обязательно, и реальность разрушит наши мечты, как это и произошло с Доном Кихотом. Но именно те моменты, когда мы видим в обыденном прекрасное, когда в повседневной реальности находится место подвигу и благородным порывам, только тогда мы понимаем, что именно эти подвиги и порывы и делают жизнь неповторимой и чудесной.