Вы находитесь: Главная страница> Шукшин Василий> Народная мудрость в рассказах В.М. Шукшина

Сочинение на тему «Народная мудрость в рассказах В.М. Шукшина»

До сих пор нам говорят повсюду, в школе и дома, что народ всегда прав. Народная мудрость — проверена веками, нужно быть ближе к народу, никогда не идти наперекор коллективу. Но народ, мне кажется, всегда и повсюду разный. Иногда это просто толпа. Нельзя приписывать мудрость тем, кого легко обмануть. А из истории мы знаем про многие эпохи, когда один человек или небольшая группа заговорщиков дурачили народ и вертели им как хотели.
Именно об этом я прочитала в рассказе Василия Макаровича Шукшина «Срезал». В нем говорится, что к матери в деревню приехал в отпуск сын с женой, оба кандидаты наук. По деревне разговоры пошли — на такси катаются, с жиру бесятся, им «марку надо поддержать»!
Мужикам обидно: из одной деревни, вместе в школу ходили, но мы в колхозе спину гнем, а один из наших одноклассников — полковник, есть еще два летчика, врач и корреспондент. Да вот ученый кандидат вдобавок с женой кандидаткой заявились. Логика простая у деревенских: эти пошли учиться, чтобы не работать на производстве, а просто так деньги получать.
У Глеба Капустина, самого начитанного мужика из деревни, собирается целый клуб зевак. Они хотят привести к кандидатам верткого на язык Глеба, чтобы поглумиться над городскими. Деревенский грамотей Капустин известен всей деревне тем, что сбивает с толку городских ученых, ставит их своей глупостью в тупик. О таких говорят: «один дурак задаст столько вопросов, что не ответит сотня мудрецов». Беседа их похожа на схоластические диспуты в Средневековье, которые давно обработаны под сказки для детей: например, беседа ирландского пастуха с епископом.
Все происходит в советское время, поэтому Глеб с ходу задает вопрос о первичности материи и вторичности духа, чтобы показать свою политическую грамотность. Потом болтает суп- ругам-ученым всякую чушь и рта в ответ раскрыть не дает. И при этом недвусмысленно намекает, что все ученые — дармоеды, а сельские жители — настоящие труженики, которые всегда умнее городских, а денег получают меньше: «Мы не мыслители, у нас зарплата не та». И высокомерно советует:«Слишком много берете на себя…», «почаще опускайтесь на землю», «скромнее надо быть, товарищи», то есть идите «в народ» и следуйте за народом.
Тут у Шукшина не про деревенского «чудика» речь. А про завистника, который хочет заболтать человека пустыми вопросами, покуражиться навязчивой безграмотностью среди столь же безграмотных дружков. Так их научили поступать партийные руководители в советское время. Глеб применяет на практике приемы духовного насилия, которым выучился от партийного секретаря, политлекторов из района и дикторов телевидения, ведущих передачу о международном положении. Советский человек со школьных лет учился раскрывать ошибки классиков, развенчивать заблуждения философов и хорошо разбирался в «уклонах» политиков, как показано, например, в фильме «Доживем до понедельника». Поэтому нельзя говорить, что народ всегда прав. Народ бывает разный. Ученые — тот же народ.