Когда я думаю о долго художника, о его честности перед временем и перед собой, перед Родиной и перед народом, я прежде всего вспоминаю о Некрасове.
И. Рыленков
Поэзия Н. А. Некрасова была знамением нового времени — смены дворянского периода освободительного движения разночинским. «Кнутом иссеченная муза» Некрасова — это доля порабощенного народа, чья ненависть, чьи муки уже сгущались в грозовые тучи неистовых крестьянских волнений. Обращаясь к родине, и Пушкин и Лермонтов видели национальное величие русского народа, его историю, славу боевых побед, подвиги великих мужей, наконец, простор русских степей, с детства знакомую и неповторимую природу. Для Некрасова в понятие Родины входил прежде всего трудовой народ, крестьянин — кормилец и защитник земли Русской. Поэтому патриотизм поэта был органически связан с антидворянским протестом против угнетателей мужика. Для Некрасова, как и для его друзей и единомышленников — Чернышевского и Добролюбова, крестьянство было носителем революционной силы, способной взорвать ненавистную крепостническую систему. Некрасов был поэтом крестьянской революции, таково было его «новое слово», с которым он вошел в русскую поэзию.
Положение крепостного мужика, насущные его требования — вся эта жестокая проза превратилась под пером Некрасова в материал высокой поэзии. Мужик стал главным героем Некрасова.
Муза Некрасова, «муза плачущая, скорбящая и болящая, всечасно жаждущая, униженно просящая», муза
«мести и печали» — родная сестра простой крепостной женщины:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
1848 г.
Какова позиция Некрасова по отношению к народу? Прежде всего, это любовь и сострадание к нему, глубокое сочувствие его тяжелой судьбе.
Суровая правда, боль за человека слышатся в стихотворении «В дороге». Бесхитростными словами рассказывает поэту ямщик о своей жене — крепостной, получившей образование, а потом по прихоти барина выданной за простого мужика. В этом рассказе — трагедия живой загубленной души.
Много стихов посвятил Некрасов судьбе простой русской женщины:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля — с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
«Мороз, Красный нос»
Народный поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и восславил тип «величавой славянки»; он скорбел о ее судьбе, но и восторгался, гордился ее красотой, нравственной силой:
В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет — спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
«Мороз, Красный нос»
Недаром на похоронах Некрасова впереди процессии шли две крестьянки в полушубках и несли венок с надписью: «От русских женщин».
Мрачные картины жизни простого народа рисует Некрасов в стихотворениях «Несжатая полоса», «Плач детей», «На Волге», в цикле стихотворений «О погоде» и многих других.
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать,
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы — спать.
Нам домой скорей бы воротиться —
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бедной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…
«Плач детей»
Ненависть поэта к самодержавию, скорбная любовь к родине, забитым и страдающим людям труда, осуждение покорности народа и непоколебимая вера в его силы звучат в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Именно поэтому царская цензура не пропускала это стихотворение в печать пять лет, а Герцен, опубликовавший его в «Колоколе» в 1860 году, писал: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить». В этом стихотворении, осуждающем покорность народа и зовущем его проснуться, выражается взгляд революционера-демократа Некрасова на народ:
Где народ, там и стон…
Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Некрасов в своих произведениях опирается на устное народное творчество и в то же время выступает как продолжатель традиций Радищева, Пушкина, Гоголя, реалистически изображавших народ. Использует он и достижения И. С. Тургенева, создавшего в «Записках охотника» яркие типы людей из народа. Стихотворения поэта «Орина — мать солдатская», «Катерина», «Калистрат» и другие раскрывают духовный облик крестьянина. В своих произведениях о народе Некрасов выделяет народное трудолюбие, внутреннюю и внешнюю красоту, великое терпение, ум, смекалку, выносливость, широту души, доброту, тягу к знаниям, способность к бунту, с одной стороны, с другой — темноту, религиозность, холопство отдельных крестьян, привычку к рабству.
Тему народного труда поднимает Некрасов в стихотворении «Железная дорога». И здесь он выступает как революционер-демократ.
По мнению генерала, описанного в стихотворении, народ — варвар, скопище пьяниц; по мнению же автора, народ — главный создатель всех материальных и духовных ценностей. Более того, поэт зовет к действию, деятельности против угнетателей, верит в будущее народа, который
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Многие предшественники и современники Некрасова писали о народе. Их произведения помогали развитию общественного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывая ненависть к угнетателям народа. Существенно новым было то, что поэт, обращаясь к народу, указывал ему путь к освобождению. Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.