Вы находитесь: Главная страница> Солженицын Александр> "Не стоит село без праведника" (по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор")

Сочинение на тему ««Не стоит село без праведника» (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)»

Свой рассказ «Матренин двор» Солженицын хотел сначала назвать «Не стоит село без праведника», то есть вынести в заглавие саму идею произведения. Первоначальное название было изменено по совету Твардовского, который считал, что оно слишком уж прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. Что же это за праведник, о котором говорит писатель? Таким праведником является старуха Матрена, одинокая, добрая и чуть-чуть «блаженная», как говорят в народе.

Широко известно, что рассказ автобиографичен. Писал его Солженицын действительно в деревне, живя в доме у старухи Матрены. Современники, лично знавшие Солженицына, утверждали, что в героине рассказа воплотились многие черты Матрены реальной.

Матрена — одинокая шестидесятилетняя женщина, живущая в старом, подгнивающем, но когда-то добротном доме. Пенсию она не получает, работает в колхозе «за палочки». Два раза в месяц се валит с ног тяжелейший недуг, но она никогда не жалуется. Более того, она не считается инвалидом. Соответственно, денег она не получает ни копейки, даже за погибшего мужа.

В молодости жилось ей не легче. Вышла из-за нужды замуж за младшего брата Ефима, считая, что старший брат — любимый ею Фаддей — погиб. Немного не дождалась она Фаддея: только вышла замуж, и он вернулся с войны. Родила она шестерых детей, все шестеро умерли, не дожив даже до юношеского возраста. Воспитывала дочку Фаддея — Киру. За всю жизнь обзавелась немудреным скарбом — козой, кошкой и фикусами. Однако нелегко складывавшаяся судьба не озлобила Матрену, не заставила ее отвернуться от людей.

Когда нужно кому-нибудь помочь — Матрена безотказна. Она никогда не возьмет денег за свой труд, поэтому к ней относятся слегка презрительно, как к слабоумной. А часто люди пользуются Матрениной добротой и безотказностью. Тем более что она не привыкла сидеть без дела, смысл жизни для нее состоит в работе. Поэтому она всегда то обед готовит, то торф собирает, то еще чем-нибудь занимается, но никогда не сидит сложа руки. Да ей и не дают остаться без дела: то одному что-то нужно, то другому. Матрена всем бы рада помочь. Даже Фаддеева внука она выгораживает и защищает перед учителем, хотя, казалось бы, этот мальчик ей совершенно чужой.

Так и жила Матрена всю жизнь: беспрекословно шла работать, когда звали, денег не брала, не радовалась квартиранту как источнику материального благополучия, не заводила «добра». А, наконец, и часть дома отдала воспитаннице Кире, Фаддесвой дочери. С точки зрения человека хозяйственного разломать, располовинить дом дикий поступок. Но Матрена без возражений соглашается отдать горницу Кире, да еще и бросается помогать разбирать дом. Фаддей знает эту сторону характера Матрены, потому и распоряжается горницей. «Рачительная хозяйка» выражение, отнюдь не относящееся к Матрене. Скорее ей подходит определение «душа нараспашку»; она ни сердца своего, ни скудного скарба не пожалеет для людей.

Всегда такой была Матрена, и никогда судьба не щадила ее. Одни горести и лишения получала Матрена в награду за свою открытую душу, но никогда не роптала. Она смирилась с неудачной любовью, с «порчей», из-за которой она якобы потеряла всех шестерых детей, с одиночеством, с насмешками односельчан. Но даже за такое пожизненное смирение судьба не пощадила ее и нанесла последний, самый жестокий удар. Матрену сбил паровоз, когда она помогала перевозить горницу, хоть се никто и не просил о помощи.

На похороны Матрены родственники и односельчане слетаются как воронье. Самые близкие и родные, казалось бы, люди — сестры, Фаддей, подруга Маша, — принимают участие в посмертном дележе ее жалкого скарба, основное сокровище которого — фикусы. Плач над гробом превращается в грязные разбирательства, касающиеся Матрениного имущества. Только горе Киры истинно и безыскусно. Никто даже после смерти так и не увидел в тихой, боящейся обременять людей, деликатной Матрене того самого «праведника». Лишь автор и наблюдатель всей сцены понял это.

Матрена — праведница в самом высоком смысле слова. Пусть она не молится и является в своих религиозных устремлениях скорее язычницей, но в ней есть то, что называют иногда «божья искра». И грехов у нее «меньше, чем у ее кошки». Чистая, простая, незаметная женщина. Ни в жизни, ни после смерти никто не оценил в ней праведника, на котором стоит и деревня, и вся земля. Да и автор полностью оценил ее лишь после смерти. А ведь на таких, как Матрена, на «маленьких людях», держится не только земля, но и русская литература.