Книги и кинофильмы 50-х годов прошлого века рисуют нам образ несгибаемых борцов без единого пятнышка на совести или откровенных трусов и предателей, достойных только презрения. Литература «лейтенантов» 60-х годов вводит в повествование о войне отдельные элементы правды. Я считаю, что первым совершенно правдиво рассказал нам о войне с фашистами и советской жизни после войны Александр Исаевич Солженицын.
В конце 1942 года после окончания офицерской школы он попадает на фронт. О том, как он воевал, говорят его боевые награды: ордена и медали. Фронтовые впечатления отразились в ранних произведениях, а позднее были использованы в «Августе Четырнадцатого» при описании «самсоновской катастрофы» — гибели армии генерала Самсонова, в рядах которой находился отец писателя.
За четыре месяца до конца войны, как мы знаем из произведения «Архипелаг ГУЛАГ», Солженицына арестовали за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства. За арестом последовали недолгие отсидки в Лубянской и Бутырской тюрьмах. Потом будущий писатель был осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58-й за «измену Родине». Сначала был лагерь в Новом Иерусалиме, закрытом подмосковном монастыре, затем строительство заключенными правительственного дома у Калужской заставы. В романе «В круге первом» мы узнаем про Марфинскую «шарашку», где использовали рабский труд инженеров, техников и рабочих для разработки образцов новой военной техники. Из рассказа «Один день Ивана Денисовича» мы узнаем про экибастузский лагерь каторжного режима. В нем Солженицын заболевает раком в самом конце срока, как будто бы мало выпало на его долю испытаний.
На юге Казахстана есть аул Кок-Терек, там с 1953-го года тяжело больной Солженицын обосновался на «вечном ссыльно- поселении». Но свершается чудо: в Ташкенте его вылечили от рака. Об этой роковой борьбе писатель расскажет в романе «Раковый корпус». В феврале 1956-го Солженицына реабилитировали решением Верховного Суда СССР. Писателю разрешили вернуться в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор».
Впереди его ждут испытания славой и немилость властителей, исключение из Союза писателей и высылка за пределы бывшего СССР, вынужденная эмиграция и возвращение на обновленную Родину. Чего стоят выдуманные истории о картинных героях по сравнению с жизненной стойкостью этого поистине настоящего человека? До предела насыщенные правдой произведения Солженицына — бесценны для молодого поколения. Потому что только в них мы можем узнать пусть горькую, но непри- украшенную правду о нелегкой истории нашего отечества.