Василий Макарович Шукшин остался в памяти современников и в литературе как писатель высоких нравственных принципов. Жизнь его оборвалась рано — в 45 лет. Но остались его рассказы, повести, романы, в которых ведется разговор об истинных нравственных ценностях. Разговор этот был необходим, ибо неблагополучие в обществе накапливалось десятилетиями, под флагами борьбы за социализм увядала культура, «расцветал духовный застой». В книгах Шукшина, которые критики называли бытовой прозой, можно найти искреннего и доброжелательного собеседника, которому небезразлична судьба каждого его современника.
В сборнике «Сельские жители» Шукшин обратился к тем персонажам, которых очень хорошо знал по алтайской поре своей жизни. Именно благодаря Алтаю, своей малой родине, писатель научился ценить землю и труд человека на этой земле, понимать суровую прозу сельской жизни.
Это Гринька Малюгин, Степка, дядя Ермолай, чудесные старики, размышляющие о жизни в преддверии своей смерти. Интерес к пестроте жизни и «маленькому человеку», соединение комического и драматического — отличительные особенности рассказов Шукшина.. В рассказе «Гринька Малюгин», повествующем о хорошем, добром парне, нет никаких высоких слов о героическом. Но именно в душе обыкновенного парня в необходимую минуту и просыпается героическое начало, «скрытое за внешней дурашливостью и простодушием. Он, рискуя жизнью, спас бензохранилище, избавив его от своего грузовика, охваченного пламенем. Рассказы «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Думы» — о чудачествах шукшинских героев. Сюжетной связи между ними нет, но есть определенное родство характеров — все они немного странные. Писатель ищет и находит у них ту «чудинку», которая делает их такими неповторимыми среди многих других людей. Чудику резко противопоставлен его брат-приспособленец, ловкач, цепкий добытчик, И не к богатству стремятся такие люди, как Чудик, не к славе дешевой. Дороже всего им любовь и признательность людей. Не всем окружающим понятны такие Чудики. Так и живут они, непонятые, да еще и подозрение вызывают своим бескорыстием и открытостью.
Рассказ (а впоследствии и сценарий) «Печки- лавочки» повествует о поездке крестьянина Ивана Расторгуева с далекого Алтая в южный санаторий, истории, полной забавных приключений. Характер Ивана — самобытный, резкий, угловатый, задиристый, но и наивный. Иван активно вмешивается в жизнь, бурно реагирует на происходящее. Вот он взрывается при встрече с вагонным очкастым попутчиком и грозит пустить его пешком по шпалам; восхищается конструктором, а на самом деле жуликом; в профессоре подозревает бандита. Всякий раз стесняется своего деревенского происхождения, но и гордится, им. Колюч, ершист, но и душевен, открыт людям. Это один из тех шукшинских «чудиков», которые были описаны писателем во многих его рассказах. Тут и Моня, создатель вечного двигателя, и Николай Князев, автор многочисленных трактатов о государстве и смысле жизни, и баламут Иван из рассказа «В профиль и анфас», — люди, как правило, красивой души, хотя они просты и непритязательны. Из этой же породы и Иван Расторгуев.
В киноповести «Калина красная» Шукшин создал современный вариант притчи о блудном сыне. Егора Прокудина оторвало жизненным вихрем от родных, близких, друзей, он оказался в тюрьме, потом был освобожден из заключения, чтобы вернуться в родной дом, соединить свою жизнь с чудесной женщиной, «вступить на дымящую паром пашню». Однако тяжесть пережитого, бездуховность мещанского существования вокруг; душа, жаждущая непременно праздника, и цепкость прежней среды — все это приводит к тому, что «блудный сын» не находит своего места на этой земле. Он пытается его найти, пробуя себя на различных ролях (сурового жениха, устроителя городского «бардальеро», участника «малины», колхозного тракториста), но не может. «Падал, поднимался и опять шел». Но не доходит. Душа у Егора ранимая, бурная, кровоточащая Его внешняя бравада, даже грубость вдруг сменяется лирической нежностью при встрече с березами. Смерть Егора Прокудина, вернее, его убийство, закономерна. Жизнь просто выталкивает его. Он не может «вписаться» в «круговерть мелькающих событий». Он жаждет чистоты и правды, он готов жить по совести, но «поток жизни» сбил его и «потянул в пропасть».
И какое бы произведение Шукшина мы ни взяли, в каждом из них мы чувствуем живое русское слово и душу народа. Он создал целый мир нравственных народных характеров и сделал это по- человечески щедро и талантливо.
Материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди. Его герои импульсивны и крайне естественны. У них обостренная реакция на унижение человека человеком, которая приобретает самые различные формы и приводит иногда к самым неожиданным результатам. Обожгла боль измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца («Беспалый»), Оскорбил очкарика в магазине хам-продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель («А поутру они проснулись…»). В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой («Жена мужа в Париж провожала»). Писатель не идеализирует своих странных, непутевых героев, но в каждом из них находит то, что близко ему самому.
Герои Шукшина жили рядом с ним: работали, радовались, горевали. События, происходившие вокруг, он всегда воспринимал как что-то глубоко личное и часто тяжело их переживал. Шукшин лишний раз доказал, что в искусстве запретных тем нет: «все, окружающее художника, должно быть объектом его исследования; для искоренения человеческих пороков надо до конца разобраться в их природе: люди должны знать всю правду, какой бы горькой она ни была».
Рассказы Шукшина могут задевать читателя очень острой проблемой жизни человека, но могут взволновать и человеческой приземленностью, перерастающей в низменное. Например, бухгалтер из рассказа. «Позови меня в даль светлую» ничего плохого как будто бы не совершает. Он сватается к женщине с ребенком — людям небогатым, но чистым и светлым. Бухгалтер за свою занудливость, приземленность, мелочную жадность, скупердяйство был прозван Дятлом. От таких людей жизнь становится мрачной, неинтересной; они «убивают» своей серостью, и потому закономерно изгнание Дятла из своего дома.
Книги Шукшина, а также фильмы по его сценариям вызывали постоянный интерес, ибо все они отмечены высокой нравственной требовательностью и к себе, и к соотечественникам. Шукшин неизменно ведет речь об острых, «болевых точках» жизни человека. «Тревожная совесть» — так называли писателя. Как завет воспринимаются слова В. М. Шукшина: «Кто бы ты ни был — комбайнер, академик, художник, — живи и выкладывайся весь без остатка, старайся много знать, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся стать добрым и великодушным — это будет завидная судьба».