Эта тема, пожалуй, подходит С.Есенину более чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и преданностью человека, выросшего среди русской природы. Все свое детство и юность провел он в крестьянской среде, среди деревенских песен, сказаний. Все то, что для других является фольклором, этносом, для Есенина — простой человеческий быт. Язык народа, крестьян для Есенина — его родной языц-. Конечно же, любовь его к России, к родному селу выразилась во всех написанных стихах, которые часто называют песнями. Певучесть — это характерная черта поэзии Есенина. Это опять же отголосок его детства, наполненного колыбельными, частушками, сочиненными народом. Часто темы его произведений тоже перекликаются с народными мотивами:
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок… Но главной темой всегда остается сама Русь. Говорит ли поэт о любви, о грусти или предается воспоминаниям, всегда его образы отображают все исконно русское, потому что и сам Есенин — частичка Руси. Он целиком и полностью принадлежит ей:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» —
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
В основном в своей поэзии Есенин воспевает красоту Руси, ее величие. Но не забывает и о тяготах народных, в которых жил сам. Тяже/ый крестьянский труд, неурожаи, разбойники, затаившиеся в лесах, постоянная бедность и многое другое доставляло немало тягот и лишений крестьянам.
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Наступившая революция увлекла поэта. Всей своей русской душой поверил он в светлое будущее и в справедливость, которая обязательно наступит. Под впечатлением революции в его поэзии появляются новые решительные оттенки. Стихотворение «Иония» своим слогом чем-то перекликается с поэзией Маяковского, который также был вдохновлен революцией. И так же недолго, как и Есенин. Но вначале это была сильная вера в то, что Русь «взмахнет крылами», надежда на избавление крестьян от их тяжкой доли. Мощно и уверенно утверждает Есенин свою веру в победу народной власти:
Я сегодня рукой упругою
Готов повернуть весь мир…
Грозовой расплескались вьюгою
От плечей моих восемь крыл.
Но Русь Есенина — прежде всего ее душа, ее удивительная сущность, которая отражается в полях, дорогах, тройках лошадей, колокольчиках и всем том, что неподвластно политике, войнам, революциям. Сердце России хранится в вечности. Еще Л. Андреев раскрывал это сложное понятие «Небесная Россия», которое интуитивно чувствует Есенин. Для него она — родная, любимая сторона, воспоминание о матери, о доме. И в то же время, понимая величие своей родины, своего родного дома, Есенин сравнивает Русь с огромным храмом, в котором он — один из прихожан:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
И как гимн, как главная суть его мировоззрения звучат строчки, которые уже цитировались, — рай не так прельщает поэта, как Родина — Святая Русь.