Илья Ильич Обломов — больше, чем главный герой известного романа Гончарова. Он олицетворяет собой тип русского помещика со всеми его характерными чертами. Его образ жизни — обломовщина — стал уже словом нарицательным, как и имя героя.
Так что же такое обломовщина? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно особенно внимательно прочесть главу «Сон Обломова», которая является ключом к пониманию произведения в целом и характера героя в частности.
Гончаров в главе «Сон Обломова» описывает быт дворянской усадьбы, каких в России были тысячи. Автор рисует природу этого уголка. В этом описании уже чувствуется вселенское спокойствие, умиротворенность, покой, безмятежность, какие царят в этих местах. В природе здесь нет гор и ущелий, вообще нет ничего острого, неровного или пугающего. Напротив, здесь все мягко, округло, плавно. Так же плавно среди окружающего спокойствия природы течет жизнь обитателей Обломовки. Их существование вовлечено в вечный круговорот. Они не хотят, даже боятся хоть на шаг отступить от раз и навсегда заведенного порядка. Самым серьезным и пугающим событием в их жизни является получение письма с просьбой выслать рецепт пива. Они не хотят, чтобы внешние события, даже самые ничтожные, тревожили их сложившийся уклад. Всякое нарушение распорядка жизни кажется им катастрофой.
Главный мотив, который пронизывает всю картину жизни в Обломовке — это неподвижность, сон. Под воздействием сна находятся здесь все: и господа, и слуги. Сон — их главная ценность. Они спят ночыо и после обеда. Это — священная часть их нерушимого вечного ритуала. Даже сама природа как будто спит и не насылает ни бурь, ни каких-либо катаклизмов на Обломов-ку. Своей кульминации мотив всеобщей неподвижности, закостенелости достигает в изображении послеобеденного сна, который подобен смерти. Невольно приходит в голову мысль, что в Обломовке действительно все давно умерли и ее обитатели — лишь бледные тени, призраки. Да, у обломовцев немало прекрасных черт. Им присущи и мягкость, и сердечность, и доброта, и приветливость, но все это тонет в их замкнутости, привязанности к месту, в их сонности.
В такой обстановке ненарушимого покоя проводит свое детство Илья Ильич Обломов. Изначально он — шустрый, непоседливый, любопытный ребенок. Словом, он ничем не отличается от миллионов других детей, хотя бы от того же Андрея Штольца. Он ищет нового, удивляется неизведанному, хочет узнать то, что незнакомо. И что же? «Заботливые» родители ограждают его от мира. В своих совершенно искренних заботах о нем они не разрешают ему выплескивать энергию. Он не может пойти в овраг, не может поиграть с мальчишками в снежки, хотя именно такое времяпрепровождение было бы всего полезнее ребенку. Ему не дают пошевелить ни рукой, ни ногой. Началось все с «неумения надевать чулки», а закончилось «неумением жить», как выразился Штольц.
Про учебу нечего и говорить. Добросердечные родители делали все, чтобы Илюша поменьше учился. Думали ли они о благе сына? Безусловно. Только в их глазах это благо заключалось в том, чтобы он подольше отдыхал, а на деле оно состояло в том, чтобы он учился, постигал жизнь.
Нелюбовь к учебе, к чтению привела позже и к тому, что в карьере Илья Ильич не смог ничего добиться. Мечтал он о многом, как всегда мечтается в молодости. Только от мечты до ее осуществления целая пропасть. Обломову так никогда и не удалось перешагнуть через нее. Он предпочел уйти в тень, спрятаться от жизни, но только не смотреть ей прямо в лицо.
Надежда на то, чтобы вырваться из омута обломовщины, была сосредоточена в Ольге Ильинской. Но Обломов слишком слабо ухватился за эту надежду, как слабо хватался вообще за все в жизни, кроме спокойного существования. Даже его мечты о счастье с Ольгой были истинно обломовскими. Идеал счастья представлялся ему в соответствии с понятиями, которые он впитал с молоком матери. Счастье для Ильи Ильича представляет собой прямо-таки буколическую и одновременно крайне скучную картину: сытный завтрак, прогулка с женой па лоне «сочувствующей природы», визиты друзей, неспешные беседы. Все это неплохо и даже привлекательно, но ведь это повторяется изо дня в день, из года в год! Вечный круговорот, вечная спячка. Не учел Обломов того, что Ольга крайне энергична, деятельна и ненасытна; она не сумела бы удовольствоваться такой жизнью. Если для него это — предел мечтаний, то для нее — лшль первая ступень к чему-то большему. Поэтому они и расстаются. Обломовщина душит, губит все светлое, что попадает под ее власть, в том числе любовь.
Обломовщина — это форма существования дворянского сословия, если рассматривать роман с социальной точки зрения. Книга Гончарова стала упреком паразитическому существованию помещиков. Образ самого героя, Обломова, — глубок, удивителен и трагичен. Он, затянутый в трясину обломовщины, не оставляет читателя равнодушным и вызывает острое сочувствие. Нет сомнений в том, что роман «Обломов» — одно из лучших произведений не только Гончарова, но и всей русской литературы. О силе произведения и его гениальности можно судить по тому, сколько фраз из него стали крылатыми или сколько выражений нарицательными. Слово «обломовщина» прочно вошло в наш лексикон, следовательно, можно говорить о том, что произведение действительно гениально и актуально по сей день.