О Штольце автор пишет: «Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел спокойно…». Здесь проводится сходство с Обломовым, так как Илья Ильич никогда не делал резких и ненужных движений, вернее сказать, был практически бездеятелен.
Оба героя были не чужды всеобщих человеческих скорбей, они могли чувствовать тоску, страдать от внутренней боли. Штольц имел целеустремленный характер, благодаря которому, любая мысль переходила в дело, поэтому он заставлял Обломова совершать что-нибудь и не быть бездеятельным.
В детстве оба героя умели мечтать, были любопытны, но со временем Штольц потерял воображение и фантазия, он даже боялся этих качеств, отворачивался от них; «мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе». Штольц подвластен уму, а не сердцу, он трезво анализирует только реальные события, а не то, что создала его фантазия. Ни Илья, ни Андрей не ослеплялись женской красотой, даже были немного холодны с людьми противоположного пола. Оба героя по-своему поражали женщин: в Обломове им нравилась духовная красота, доброта, искренность, а от Штольца «веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые» женщины.
Андрей считал, что надо «без скачков донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно», а Илья Ильич всю жизнь старался не потерять, не растратить всех богатств своего духовного мира.
Несмотря на то, что Штольц был противоположен Обломову, между ними существовала связь, тонкая ниточка, которая, на первый взгляд, незаметна, но в последующем сравнении обнаруживаются сходные, пусть даже мелкие, черты героев, которые объединяют и дополняют друг друга.