В 1859 году в четырех номерах журнала «Отечественные записки» был опубликован роман И.А. Гончарова «Обломов». В этом же году книга вышла отдельным изданием и имела большой успех в читательской среде. Журнал «Библиотека для чтения» так запечатлел воздействие нового романа на русское общество: «Все грамотные люди прочли «Обломова». Толпы людей шумно кинулись к «06- ломову». Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного малейшего, безуездного, заштатнейшего города, где бы не читали «Обломова», не спорили об «Обломове»…
Обширными статьями откликнулись на роман известные критики Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин.
Роман назван по имени главного героя — Ильи Ильича Обломова. Это добряк, ленивец, равнодушный и безразличный ко всему, что происходит вокруг него. Он может целыми сутками лежать на диване, ему ничего не нужно от жизни, лишь бы ему не мешали, не беспокоили, не волновали никакими вопросами и проблемами. Из этого состояния апатии его не могут вывести и пробудить ни дружба, ни любовь. Так он и прошел по жизни, не оставив ни следа, ни памяти о себе, хотя человек был честный, чистосердечный, не лишенный чувственности, размышлений об общественном благе…
Почему же так произошло?
Как и в случае с Онегиным и Печориным, на дальнейшей судьбе Обломова сказалось его воспитание в барском доме. Вот небольшой отрывок, который дает полное представление о его воспитании: «захочет ли чего- нибудь Илья Ильич, ему стоит лишь мигнуть — уже трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он чего-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, принести ли что, сбегать ли зачем, — ему иногда как резвому мальчику, так и хочется переделать все самому, а тут отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат:
— Зачем? Куда? А Васька? а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька, Ванька, Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!
И не удается никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя. После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и выучился сам покрикивать: «Эй, Васька, Ванька, подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!»
Побежит ли он с лестницы или по двору, вдруг вслед ему раздается десять отчаянных голосов: «Ах, ах, подержите, остановите, упадет, расшибется! Стой, стой!» Задумает ли он выскочить зимой в сени или отворить форточку, — опять крики: «Ай, куда? Как можно? Не бегай, не ходи, не отворяй: убьешься, простудишься…» И Ильюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая…»
Таким образом, он был воспитан в обстановке старорусской жизни, привык к барству, бездействию и полному угождению своим потребностям и прихотям. Он оказался изнеженным и избалованным. Кормление на убой, сон вволю, удаление от всего, что может простудить, обжечь, ушибить или утомить его, — вот основные начала обломовского воспитания. Это и сказалось впоследствии на его судьбе.
Когда Илья Ильич стал учиться, он усвоил, в чем состоит жизнь и обязанности человека. Образование научило его презирать праздность, сочувствовать идеям о долге, о труде, общественной деятельности, но сделать что-либо ради усвоенных головой идей он не мог. Он настолько привык к покою и безмятежности, что не мог стряхнуть с себя барские привычки даже под воздействием воспринятых умом идей. Более того, Обломов сформулировал философскую основу своей жизни: лень в его глазах получила силу закона. Он отказался от всякой деятельности, благо, обеспеченное состояние давало ему возможность не трудиться и не заботиться о куске хлеба, и он задремал морально и физически…
Иногда Обломова начинает щемить тоска, ему хочется двинуться с места, сделать что-то; начинает работать воображение, строятся планы… Он любил иногда вообразить себя непобедимым полководцем, великим мыслителем или художником, за которым гоняется изумленная толпа и преклоняется перед ним… Но смелые планы разлетаются в пух и прах, как только наступает время их осуществления. Привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от чужих, брала свое, и он так и оставался со своими мечтами и планами лежать на диване.
Но при всем при этом Обломов сумел сохранить чистоту и свежесть чувства. Он может увлечься женщиной, искренно влюбиться. Чувство к Ольге Ильинской поднимает его наконец с дивана, им овладевает полнота жизни, и, казалось бы, вот он уже на пороге духовного возрождения… Но любить, обзаводиться семьей оказалось тоже хлопотно. Обломов и здесь отступает и возвращается на свой диван… «Вся личность его влечет к себе своею честностию, чистотою помыслов и «голубиного» нежностию чувств; но в этой привлекательной личности нет мужественности и силы, нет самодеятельности. Этот недостаток губит все его хорошие свойства», — писал об Обломове Д.И. Писарев.
Сам автор иронизирует над своим героем, говоря о нем: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось — неумением жить». И когда Ольга Ильинская, девушка, растормошившая Обломова, вызвавшая его любовное чувство, спрашивает: «Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…
— Есть, — сказал он чуть слышно… — обломовщина!»
Таким образом, сам автор нашел название тому пороку, который сопутствовал герою всю жизнь, и название его происходит от имени самого героя. «Обломовщина» — это духовное состояние человека, когда «замрут без боли высшие стремления; человек опустится в мягкое кресло и заснет, наслаждаясь своим бессмысленным покоем; начнется вместо жизни прозябание, и в душе человека образуется стоячая вода, до которой не коснется никакое волнение внешнего мира». Так определил этот порок критик Писарев. И потом он дополнил свои слова фразой: «Апатия покорная, мирная, улыбающаяся, без стремлений выйти из бездействия; это — обломовщина, как назвал ее г. Гончаров. Это болезнь, развитию которой способствует и славянская природа и жизнь нашего общества».
Судьба Обломова оказалась типичной для многих людей из круга дворянской интеллигенции сороковых годов. В статье Добролюбова «Что такое обломовщина?» критик указывал на то, что герой «не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни». Эту черту Обломова Добролюбов находит общей для многих литературных героев: Онегина, Печорина, Рудина, Бельтова и других. Он сопоставляет эти образы, анализирует их поведение в различных ситуациях и приходит к выводу, что все они в той или иной мере «обломовцы», то есть каждый из них несет в себе определенные черты Обломова, и это их сближает и стягивает в один круг.
Не исключая того, что между этими героями существует и «личная разница», тем не менее Добролюбов считает, что «над всеми этими лицами тяготеет Одна и та же обломовщина, которая кладет на них неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете… У них всех одна общая черта — бесплодное стремление к деятельности, сознание, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего… В этом они поразительно сходятся».