В романе «Обломов» Гончаров представил два типа жизни: жизнь в движении и жизнь в состоянии покоя, сна. Первый тип жизни характерен для людей с сильным характером, энергичных и целеустремленных. А второй тип — для натур спокойных, ленивых, беспомощных перед жизненными трудностями. Конечно, автор, чтобы точнее изобразить эти два типа жизни, немного преувеличивает черты характера и поведения героев, но основные направления жизни указаны верно. Я считаю, что в каждом человеке живет и Обломов, и Штольц, но какой-то из этих двух типов характеров все-таки преобладает над другим.
По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от его воспитания и от его наследственности. Итак, Обломов воспитывался в дворянской семье с патриархальными традициями. Его родители, как и деды, жили ленивой, беззаботной и беспечной жизнью. Им не нужно было зарабатывать себе на жизнь, они ничего не делали: за них работали крепостные крестьяне. При такой жизни человек погружается в непробудный сон: он не живет, а существует. Ведь в семье Обломова все сводилось к одному: поесть и поспать. Особенности жизни семьи Обломова повлияли и на него самого. Хотя Илюша был живым ребенком, постоянная опека матери, избавляющая его от возникающих трудностей, слабохарактерность отца, постоянный сон в Обломовке,— все это не могло не сказаться на его характере. И Обломов вырос таким же сонным, апатичным и не приспособленным к жизни, как отцы и деды. Что касается наследственности, то автор точно уловил характер русского человека с его леностью, небрежным отношением к жизни.
Штольц же, напротив, вышел из семьи, принадлежащей к наиболее бойкому и расторопному классу. Отец был управляющим богатого имения, а мать — обедневшей дворянкой. Поэтому Штольц обладал большой практической смекалкой и трудолюбием вследствие немецкого воспитания. От матери же он получил богатое духовное наследство: любовь к музыке, поэзии, литературе. Отец научил его, что в жизни главное деньги, строгость и аккуратность. И Штольц не был бы сыном своего отца, если бы не достиг богатства и уважения в обществе. В отличие от русских людей, для немцев характерны чрезвычайная практичность, педантичность и аккуратность, что постоянно проявляется в Штольце.
Так, в самом начале жизни для главных героев была заложена программа: прозябание и сон — для Обломова, энергия и жизнедеятельность — для Штольца.
Основная часть жизни Обломова прошла на диване, в полном бездействии. Несомненно, автор осуждает такую жизнь. Жизнь Обломова можно сравнить с жизнью людей в Раю. Он ничего не делает, все, что нужно, получает «на блюдечке с голубой каемочкой», проблемы решать не хочет, видит чудесные сны. Его выводит из этого Рая сначала Штольц, а потом Ольга. Но Обломов не выносит реальной жизни и умирает. Ведь для жизни такого человека, как для содержания экзотического растения, нужны тепло, спокойствие, вкусная еда. Обломов в таких условиях живет привольно, а Штольц бы умер без движения.
Штольц не может сидеть на месте. Он, как Фауст, постоянно путешествует. Он достиг всего, что наметил. Такие люди всегда стоят на руководящих должностях. Их жизнь идет как по маслу. Ведь, когда Штольцу попадется какая-нибудь непреодолимая трудность, он спокойно уходит. Если Обломов живет больше душой, чувствами, то Штольц разумом, у него ум властвует над сердцем.
В душевном плане жизни Обломова и Штольца также очень сильно отличаются. Несмотря на то, что Обломов находится в бездействии, он постдянно мучается тем, что ничего не может сделать. Штольц же, напротив, всегда душевно спокоен. Обломов не удовлетворен своей жизнью, Штольц — доволен. Да, Штольц движется, но движется в горизонтальном направлении. Каким он был в дни своей молодости, таким и остался. С ним не произошло духовного развития или, наоборот, падения. Обломов же постепенно идет вниз и угасает. Перед смёртыо его существование близко к существованию животного. Он смирился и покорился невозможности жить и действовать. А человек, который смирился, уже не живет. На примере Обломова можно увидеть, что жизнь — состояние движения. Спать можно только в могиле.
В жизни каждого человека в определенный период появляется любовь. И Обломов, и Штольц прошли проверку любовью. Но Штольца любовь лишь слегка потревожила, а Обломова подтолкнула к пропасти. Для Ольги любовь — дом, забота о других. А Обломов не способен заботиться о самом себе, не то что о других. При такой жизни Обломову необходима любовь не равноправная, а материнская, как любовь Агафьи Пшеницыной. Штольцу, при его постоянном движении и самостоятельности, нужна равная ему по взглядам и силе женщина. Этой женщиной стала Ольга. Необходимо заметить, что сама Ольга мечтала о муже, который был бы выше се по уму и душевным качествам. Именно своими душевными качествами привлек Ольгу Обломов. Несмотря на то, что жизнь его — покой, он сохранил душевную красоту. Но Ольга выбрала ум и спокойствие Штольца. И в конце произведения почти раскаивается в своем выборе. Ей хочется чего-то большего, ей недостает Обломова.
Как ни странно, Обломова в обществе хоть и считают добродушным чудаком, но любят. В этом плане он очень похож па Пьера Безухова из «Войны и мира». А Штольца не любят, как и Андрея Болконского: он слишком умен и проницателен. Для дела Штольц — прекрасный человек, но для светского разговора он не подходит.
Жизнь Обломова и его самого можно сравнить с шаром, который лежит и не движется. А жизнь Штольца — со стрелой, он постоянно стремится к цели. Цель жизни Штольца — труд. А цель жизни Обломова — жить спокойно в своей деревеньке. Он считает, что для него трудиться бесполезно — все равно выйдет посредственность.
Итак, обломовщина как тип жизни неприемлема для уважающего себя человека. Мне кажется, родиться для того, чтобы спать, а потом умереть,— глупо. Штольцсвщипа как тип жизни тоже не подходит для настоящего человека. Во-первых, жизнь Штольца слишком идеализирована: в ней все по плану и нет никаких неожиданностей и потрясений, характерных для жизни вообще. Во-вторых, там, ГДв нет печалей, нет И радостей. Штольц НС является цельной натурой, каким должен быть настоящий человек. Мне кажется, что ни штольцевщи-на, ни обломо1вципа не могут сделать человека счастливым. Человеку нужно двигаться, но двигаться вверх, как мечтает Ольга, а не оставаться посередине, как Штольц, и ни в коем случае не опускаться вниз, как Обломов.