1. Основная идея романа, его замысел.
2. Двойники главного героя.
3. Свидригайлов и Раскольников.
4. Лужин и Раскольников.
5. Значение двойников в романе.
Замысел романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» относится ко времени его пребывания на каторге. Первоначальное название было «Пьяненькие», но в ходе работы над ним и само название, и содержание подверглись существенным изменениям, чтобы воплотиться затем в роман «Преступление и наказание».
Основным мотивом и смыслом произведения в конечном итоге стало столкновение теории с логикой реальной жизни. По мнению автора, изложенному в тексте любая, даже самая передовая и разумная на первый взгляд теория не в состоянии бороться с живой и неконтролируемой логикой жизни. Следовательно, бессмысленно строить жизнь по какой-либо теории. И потому основная философская мысль в романе кроется не в череде логических построений, а в столкновении одержимого идеей человека с жизнью, развенчивающей эту идею.
Для более ясной картины столкновения, для того, чтобы читатель глубже понял и узнал мысли и чувства главного героя, автор окружает Раскольникова так называемыми двойниками, оказывающимися при ближайшем рассмотрении антиподами. В таких людях одна из основных сторон героя пародируется, снижается или, напротив, превозносится над прочими характеристиками. Роман оказывается не только своеобразным судилищем над преступлением, совершенным Раскольниковым, но и судом над типичной личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов XIX века. Это поиски правды, истины, героические стремления, шатания, заблуждения.
В произведении Родион Раскольников оказывается связанным со многими персонажами, но главными двойниками в его окружении являются два героя — Лужин и Свидригайлов. Они создали, каждый сам для себя, подобные теории об «избранных» и «тварях дрожащих», поэтому сравниваются в романе не столько сами личности, сколько созданные ими идеи.
Любимая фраза Свидригайлова — «Мы одного поля ягоды» — как бы подчеркивает его кажущееся сходство с главным героем. Он также одержим безумной теорией, являясь при этом одним из наиболее сложных образов, созданных Достоевским. Он сознательно отвергает общепринятую мораль, растрачивая свою жизнь на глупые развлечения. Свидригайлов, также как и Раскольников, виновен в нескольких человеческих смертях, однако ему удается надолго заставить замолчать свою совесть, и только встреча с Дуней пробуждает в нем что-то человеческое. Но раскаяние, несмотря на помощь Соне и ее семье, приходит к нему слишком поздно. Ему не хватает ни сил, ни времени вести дальнейшую борьбу с самим собой, потому единственным для него выходом оказывается пуля, выпущенная в лоб.
Свидригайлов — человек с отсутствием совести — не столько двойник, сколько живое предостережение для Раскольникова о его дальнейшей возможной судьбе. То же было бы с героем, если бы у него отсутствовали голос совести и малейший здравый смысл, если бы герой не нашел в себе силы признаться и раскаяться в совершенном им преступлении. Свидригайлов — мучительный двойник, так как через его характер раскрывается та бездна, в которую человек способен сам себя скинуть.
Свидригайлов схож с «черным человеком» С. А. Есенина, также как этот таинственный герой, он является для того, чтобы снова и снова вызывать в главном герое волны приливы боли, неуверенности и отчаяния. Это человек, смогший уничтожить сам в себе гражданина и личность, отсюда и цинизм, которым он выражает псевдотеорию Раскольникова. Но в отличие от него натолкнувшись на неприятности, он не в состоянии с ними справиться и выбирает наиболее приемлемый для себя вариант — кончает жизнь самоубийством. Смерть для этого героя — освобождение от «вопросов человека и гражданина», это результат идеи, от которой пострадал сам преступник. Другим, немаловажным для понимания самого героя двойником является Лужин. Он представляет собой преуспевающего и ничем себя не ограничивающего человека. Он в отличие от Свидригайло-ва вызывает отвращение и ненависть со стороны Родиона Раскольникова, так как является скорей не двойником, а пародией, насмешкой над Раскольниковым. Несмотря на это, он оказывается в состоянии признать общие, объединяющие их черты, отчего близость с Лужиным становится для него еще более мучительным.
Лужин — человек деловой, наделенный собственными взглядами на жизнь и своими экономическими теориями. В большинстве подобных умозаключений он оправдывает эксплуатацию человека человеком. Преобладает в этой теории корысть и честолюбивые помыслы в отличие от бескорыстной по сути своей теории главного героя. И хотя обе теории допускают «пролитие крови по совести», теория Раскольникова не представляет собой результат помутившегося ума, она выстрадана сердцем и душой героя.
Основные черты характера Лужина могут быть объяснены прямолинейностью и примитивностью самой его натуры. Он двойник практически комический, гротескный, по сравнению с тем же Свидригайловым.
Теория наполеонизма в прошлом веке имела большое значение.
Пленником этой теории становится и Раскольников. Желая развенчать ее, показать безнравственную суть идеи, автор переносит ее на двойников, демонстрируя тем самым наглядные результаты ее действия в реальной жизни. Свидригайлов и Лужин в романе исчерпали идею отказа от принципов и идеалов до конца. Один потерял личностные ориентиры, другой ищет во всем исключительно личную выгоду — а это и есть логичное завершение измышлений Родиона. Не случайно он прерывает себялюбивые изречения Лужина следующей фразой: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».
Достоевский убеждает читателя в том, что не всегда в противостоянии добра и зла в человеке победу одерживает добро. Но сам человек в силах изменить подобную ситуацию, если только сможет отречься от заведомо ложных теорий и постарается изменить самого себя.