Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Образ князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» 2

Сочинение на тему «Образ князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» 2»

Основные произведения Достоевского появились в печати в последней трети XIX века, когда обозначил­ся кризис старых морально-этических принципов, когда стал очевидным разрыв между стремительно из­меняющейся жизнью (под воздействием техническо­го прогресса, роста городов и проч.) и традиционны­ми нормами жизни. Процесс этот имел глобальный характер и происходил не только в России. Именно в последней трети девятнадцатого века в обществе заго­ворили о «переоценке всех ценностей», об изменении норм традиционной христианской морали и нравствен­ности (например, философия Ницше).
Достоевский одним из первых увидел опас­ность грядущей «переоценки» и сопутствующего ей «расчеловечивания человека», он первым пока­зал ту «бесовщину», которая изначально крылась в подобных попытках. Именно этому посвящены все его основные произведения и конечно же один из главных романов — «Идиот».
В основу романа положена попытка изобра­зить тип человека, достигшего полного нравствен­ного и духовного равновесия.
Главным героем романа является князь Мыш­кин, человек, возвращающийся в Россию после мно­голетнего лечения в частной клинике для душевно­больных. Достоевский освобождает эту личность от всех внешних или биографических обстоятельств. У Мышкина сознание не замутнено никакими услов­ностями. Он в чистоте своей проницает все и всех. Вместе с тем наивность князя и его открытость миру притягивают к нему людей, подчас совершенно раз­личных. Это и Парфен Рогожин, и семейство Епан­чиных, и Иволгин, и Птицын. Доброта, готовность откликнуться на любую просьбу привлекают людей, но также и поражают, так как резко контрастируют с общественными установлениями. Мало того, подоб­ное поведение героя приводит к разрушению услов­ностей, сословных перегородок. Появление такого рода человека становится у Достоевского оценочным для современного мира, который оказывается слиш­ком далек от идеала.
В поисках нравственного идеала Достоевский пленился «личностью» Христа и говорил, что Хрис­тос нужен людям как символ, как вера, иначе рассып­лется само человечество, погрязнет в игре интересов.
Князь Мышкин задуман как человек, «поло­жительно прекрасная личность», предельно при­близившаяся к идеалу Христа. Достоевский решил показать, как выглядит современный мир, если мерить его меркой Христовой проповеди.
В силу этого в романе явно присутствует ряд аналогий между Мышкиным и евангельским Хри­стом. Это, например, история Мари, которую со­бирались побить камнями односельчане. Этот слу­чай явно напоминает евангельскую историю о Ма­рии Магдалине, смысл которой — в пробуждении сострадания к согрешившей.
Мышкин целиком живет для других, способен на любую жертву для ближнего. Он оказывается в положении, в котором оказался Христос-проповед- ник: ему не доверяют, его постоянно испытывают. «Он не от мира сего», и потому находится в конф­ликте с этим миром. Однако Мышкин — это не евангельский Христос, он совершенно свободен от мистицизма, он не выразитель идеи искупительно­го страдания и царства Божия в загробной жизни. Идея Мышкина — это не новозаветная мысль о лич­ном спасении людей, способных уверовать в Бога, а мысль, характерная для нового времени, — поиск человека в человеке, возрождение обездоленных и униженных (в этом проявилось понимание христи­анства Достоевским).
При этом Мышкин — земной человек со сво­им особым характером.
Достоевскому было важно, чтобы его герой не получился евангельской схемой. Поэтому писатель наделил его некоторыми автобиографическими чертами, что придало образу жизненность. Мыш­кин болен эпилепсией, и это многое объясняет в его поведении. Достоевский стоял однажды на эшафоте, и Мышкин ведет рассказ в доме Епан- чиных о том, что чувствует человек за минуту до казни. Мышкин, как и автор, — сын захудалого дворянина и дочери московского купца. Появ­ление Мышкина в доме Епанчиных, его несветс­кость — также черты автобиографические: так чув­ствовал себя Достоевский в доме генерала Корвин- Круковского, когда ухаживал за старшей из его дочерей, Анной. Она слыла такой же красавицей и любимицей семьи, как Аглая Епанчина.
Одной из главных и в то же время, по призна­нию автора, трудныхзадач было изобразить «совре­менного Дон Кихота», полного любви и сострада­ния клюдям. Писатель заботился о том, чтобы наи­вный, простодушный, открытый для добра князь в то же время не был смешон, не был унижен. Наобо­рот, чтобы симпатии к нему все возрастали, именно оттого, что он не сердится на людей: «ибо не ведают, что творят». Достоевский показывает, насколько трудно «любить ближнего», ибо он подл, лжив, ли­цемерен, развратен. Однако для Достоевского не су­ществует абсолютно плохих или хороших людей. Каждый человек — это арена борьбы добра и зла, темного и светлого начал. И главное достоинство князя — в его умении увидеть, даже в самом падшем существе, образ и подобие Божьи.
Страшный мир собственников, алчных, жесто­ких, подлых слуг денежного мешка показан Досто­евским во всей его грязной непривлекательности. Здесь и преуспевающий генерал Епанчин, пошлый и ограниченно-самодовольный, использующий свое положение для собственного обогащения. И ничтожный Ганечка Иволгин, алчущий денег, меч­тающий разбогатеть любым путем, и утонченный лицемерный и трусливый аристократ Тоцкий. Но этот мир не захватывает Мышкина. Грязь и по­шлость не пристают к невинной душе князя.
Впрочем, Мышкин, как и все герои романа, зах­вачен страстью, только страстью особого рода: любо- вью-состраданием к человеку. Эта особая страсть про­является и в его отношениях с женщинами —
Настасьей Филипповной и Аглаей Епанчиной. На протяжении всего романа Мышкин находится в дву­смысленном положении — он любит сразу двух жен­щин, двух красавиц, но красавиц совершенно раз­личных. Если в облике Настасьи Филипповны много демонического, противоречивого, то Аглая — это об­лик героини более совершенной, почти идеальной. Однако, по Достоевскому, душа человеческая в своей основе противоречива. Ей нужны как свет, так и тьма, потому что жизнь души — это прежде всего движе­ние, преодоление соблазнов, ежеминутное соверше­ние выбора. Именно поэтому для Мышкина невоз­можно поставить окончательную точку во взаимоот­ношениях с Аглаей и Настасьей Филипповной — ведь они образуют неразрывное единство, тот идеал, к ко­торому стремится душа князя.
Раздвоение влюбви приносит Мышкину большие страдания, но он страдает больше всего не оттого, что не удовлетворены его желания, а от того, что он ста­новится причиной несчастья любимых женщин. Жизнь оказывается еще дальше от идеала, чем пред­полагал князь. В итоге Настасья Филипповна поги­бает от руки Рогожина, а Аглая остается несчастна. Мышкин-Христосявно и безнадежно запутался в зем­ных делах, невольно, по самой неодолимой логике жизни, посеял не добро, а зло. В итоге он вынужден с разбитым сердцем вернуться в Швейцарию, лечебни­цу Шнейдера, где у него признали совершенное по­вреждение ума. Людской мир его разрушил.
Итак, образ князя Мышкина — это, прежде все­го, воплощение представлений Достоевского о хри­стианской любви. Сталкиваясь с реальной жизнью, человек, являющийся носителем такой любви, тер­пит поражение. Такую любовь, любовь-жалость, не понимают, людям она непригодна, так как слишком высока и непонятна. Такая любовь не приживается в мире корысти, хотя и остается для автора и его героя высшим идеалом. И тем не менее позитивным выво­дом из столкновения идеальных представлений и гру­бой реальности может являться то, что наиважней­шее, в чем нуждается человек, — это понимание и сострадание, так как каждое, пусть даже самое пад­шее существо, есть образ Божий.
М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых Достоевским, этот писатель сто­ит у нас совершенно особняком. Он не только при­знает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, всту­пает в область предвидений и предчувствий, кото­рые составляют цель не непосредственных, а от­даленных исканий человечества».