1. Время создания романа.
2. Основной смысл произведения.
3. Петербург как место совершения преступле ния.
4. Жители Петербурга.
5. Петербург как символ эпохи.
«Преступление и наказание» особое произведе ние, новый для русской литературы социальный, философский и психологический роман, написанный Ф. М. Достоевским в 1966 году. Это время было смутным и тревожным для России. Это время — эпоха активной борьбы революционных сил с устоями власти, эпоха народных надежд и упований на скорую крестьянскую войну, так и не удовлетворенных. Социальные противоречия и недоверие к представителям разных слоев общества усугублялись с каждым годом.
Достоевский, создавая программное для своего творчества произведение, выступал против такого социального устройства современного ему общества. Прежде всего его роман направлен против общества, толкающего человека как часть себя на осознанное преступление. Достоевский довольно точно отразил в романе картину современной ему России, атмосферу, царящую в ней в это время. Показан важный этап становления страны — переход к капитализму, построенному по европейским моделям. Резкой критике со стороны автора подвергается буржуазная цивилизация, извращающая природу человека, порождающая как явное, так и внутреннее зло. Подобное общество с его извращенным социальным строением раскрывает внутренний мир человека, выставляя на показ самое грязное, гнилое и бесчеловечное, что скрывается в нем. Особое место в романе, необходимое для понимания его основного замысла, занимает образ Петербурга — прекрасного города на Неве.
Этот город, бывшая столица России, приобретает второе, неявное ранее лицо. У писателя он делиться на два города, органично связанных и слитых в одно целое, как разные стороны одной монеты. Можно увидеть дворцовый, сильный и прекрасный Петербург, с кружевом мостов и оград, прямыми, уходящими к горизонту линиями проспектов, высокими, строгими и холодными, но все-таки прекрасными замками. Однако есть и вторая сторона, раскрывающаяся именно в романе «Преступление и наказание», являющаяся основным местом действия произведения. Это, в отличие от светлого дворцового Петербурга, город теней, грязи и зла — Петербург кабаков, переулков, подъездов. Город стал в один ряд с узнаваемыми и живыми до сих пор образами — Москвой А. С. Грибоедова и Л. Н. Толстого, Петербургом Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. Выбор именно этого места в качестве декораций для совершения преступления не случаен. В мире психологии писателя природа и духовный мир человека неразрывно связаны, составляют единое и зримое читателю целое. Именно в таком Петербурге — мрачном, грязном, враждебном человеку — могла зародиться теория Раскольникова о праве на преступление и именно в его грязных подворотнях и обветшалых домишках оно могло быть претворено в жизнь.
В романе столичный город — средоточие темных узких улиц, заселенных нищими чиновниками и ремесленниками, грязных и запущенных дворов-колодцев, где разыгрываются трагедии повседневной жизни. Раскольников покидает свою убогую клетушку, похожую на гроб, и движется по Садовой, Гороховой и прочим улицам Петербурга к дому старушки — процентщицы, где и происходит преступление. Он встречает на грязных и безысходных переулках судьбоносных людей — Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню. Часто ему приходится проходить мимо Сенной площади, где в Столярном переулке, состоящем из шестнадцати домов, располагается восемнадцать питейных заведений сомнительной надежности: «…выходя с В-го проспекта на площадь, он вдруг увидел налево вход во двор, обставленный совершенно глухими стенами. Справа, тотчас же по входе в ворота, далеко во двор тянулась глухая небеленая стена соседнего четырехэтажного дома. Слева, параллельно глухой стене и тоже сейчас от ворот, шел деревянный забор, шагов на двадцать в глубь двора, и потом уже делал перелом влево. Это было глухое отгороженное место, где лежали какие-то материалы. Далее, в углублении двора, выглядывал из-за забора угол низкого, закопченного каменного сарая, очевидно часть какой-нибудь мастерской. Тут, верно, было какое-то заведение, каретное или слесарное, или что-нибудь в этом роде; везде, почти от самых ворот, чернелось много угольной пыли».
Жизнь большого буржуазного города воссоздана ярко, широко и зримо. Население города составляют «портные, слесари, кухарки, немцы, маленькие чиновники, квартирные хозяйки, уличные девицы, посетители питейных домов». Город населен «бывшими» людьми, ранее что-то из себя представлявшими, но нынче опустившимися и поникшими. Жизнь города — жизнь бедных, занятых постоянным поиском денег. Здесь материальные ценности выступают не в роли чего-то, дарующего владельцу власть, но как способ существования, средство для того, чтобы выжить. Прожить еще один длинный и мучительный день, полный унижений и спертого воздуха глухих уличных клеток. Нищета как основное составляющее жизни города, толкает на преступление. Преступна Соня, вЬтавшая ради семьи на дорогу проституции, преступна «благородная» мать, влачащая на себе мужа-инвалида и двоих детей и толкающая падчерицу на панель.
От подобной жизни люди тупеют и становятся недоверчивыми, глухими к чужим бедам и чужому горю. Человеческие чувства сменяются звериными любопытством и жестокостью. Хотя как остаться человеком, если все человеческое протестует против невыносимых условий?
Начало романа повествует о погоде, стоящей в Петербурге во время описываемых событий: «В начале июня, в чрезвычайно жаркое время… на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Сама атмосфера жаркого, душного лета перекликается с образом убийства, недоверия, подозрительности, такими же душными, мешающими дышать, мыслить, жить.
Городская жизнь трагична и печальна. Во время путешествия по городу Раскольников постоянно сталкивается с людьми, чья судьба изуродована и искалечена. Это пятнадцатилетняя девочка, которую напоили и обманули, это — мещанка Афро-синьюшка, бросившаяся с моста в воду.
Петербург в романе, не просто город, ставший ареной человеческой трагедии, но и сложный образ, символ ненормальности современной автору жизни. Пейзаж связан не только с мыслями и идеями героев, но и ощущениями и эмоциями самого автора. Петербург болен, так же тяжело и неизлечимо, как больны его обитатели, нравственно и физически.
Достоевскому удается создать особый Петербург, грязно-желтый, отталкивающий, но при этом странно завораживающий. В этом городе переплетаются сны и явь, становясь жутким, душным бредом наяву как для героев, так и для читателей.