Ему тяжелый жребий пал,
Но лучшей доли он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
Н. А. Некрасов
Некрасов был поэтом революционной борьбы, поэтом-гражданином. Неудивительно, что огромное место в его творчестве занимают образы народных заступников: и реальных деятелей (его друзей), и литературных героев, им созданных. Поэмы «Дедушка» и «Русские женщины» посвящены зачинщикам русского революционного движения и их самоотверженным женам. Это произведения о декабристах, людях, которые, «отчизну покидая, шли умирать в пустынях» во имя торжества добра и счастья своего народа.
Но самому Некрасову суждено было дружить не с дворянскими революционерами, а с демократами-разночинцами. Удивительное уважение и великая любовь пронизывают стихи, посвященные Белинскому, учителю и Некрасова, и других борцов 50—60-х годов.
Некрасов говорит:
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе…
В этом немеркнущая заслуга неистового Виссариона!
Поразительны по силе, мастерству и чувству стихи, посвященные соратникам поэта: Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Один из них обрек себя за счастие народное на вечную ссылку, другие умерли во цвете лет! Стихотворения «Памяти Добролюбова», «Не рыдай так безумно над ним…», «Н. Г. Чернышевский», написанные в разные годы, как бы представляют единое целое, потому что все три борца были одухотворены единой целью — бороться за свободу и лучшее будущее народа! Сказанное об одном из них относится в полной мере и к двум другим. «Как женщину, ты родину любил», «Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других!». Это о Добролюбове и Чернышевском.
В стихотворении «Не рыдай так безумно над ним…», посвященном Писареву, говорится, что «русский гений издавна венчает тех, которые мало живут». Да, это трагическая судьба народных заступников.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» — венце творчества Некрасова — что ни имя, то человеческий характер. Заметное место в ней занимают и народные заступники. Это «богатыри святорусские», такие как Савелий, вместе с другими мужиками поднявший бунт против немца-мучителя, не сломленный ни розгами, ни каторгой. Это заступники чести трудового народа, такие как Яким Нагой. Это приносящие счастье другим, честные, правдивые люди, как Ермила Гирин и другие. Но, конечно, образ народного заступника лучше всего видится в Грише Добросклонове. Хотя этот герой появляется лишь в конце поэмы и характер его полностью не раскрыт, все главное о нем уже сказано. Сын деревенского бедного дьячка и работящей крестьянки, Гриша уже в ранней юности наметил свой путы
…и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет.
В сердце его великая любовь к народу, к бедной «Вах- лачине». И Некрасов пишет: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.
Но Гришу не пугает такая судьба. Он уже «взвесил силу гордую» и «волю твердую». Этот молодой народный поэт многими чертами напоминает Добролюбова (недаром их фамилии так созвучны). Гриша Добросклонов — борец за народное счастье, он хочет быть там, «где трудно дышится, где горе слышится». В его песнях звучит вера в русский народ, в его освобождение:
Рать подымается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
В поэме мы не видим, как именно борется Григорий за счастье народное. Но, читая его песни, посвященные родине и людям из народа, чувствуешь его горячую любовь к отчизне, готовность по капле отдать свою жизнь и кровь, чтобы облегчить народные страдания, чтобы Русь была только всесильная и обильная! Его песни вдохновляют крестьян.
Как с игры да с беганья щеки разгораются,
Так с хорошей песенки духом поднимаются бедные, забитые, —
говорит Добросклонов.
Горячо верили Некрасов и другие народные заступники, что русскому народу не поставлены еще пределы. И, заглядывая в далекое будущее, они верно чувствовали, что «сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином…».