Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Образ Настасьи Филипповны в романе Ф.М. Достоевского « Идиот»

Сочинение на тему «Образ Настасьи Филипповны в романе Ф.М. Достоевского « Идиот»»

Основные произведения Достоевского появи­лись в печати в последней трети XIX века, когда обозначился кризис старых морально-этических принципов, когда стал очевидным разрыв между стремительно изменяющейся жизнью (под воздей­ствием технического прогресса, роста городов и проч.) и традиционными нормами жизни. Процесс этот имел глобальный характер и происходил не только в России. Именно в последней трети девят­надцатого века в обществе заговорили о «пере­оценке всех ценностей», об изменении норм тра­диционной христианской морали и нравственнос­ти (например, философия Ницше).
Достоевский одним из первых увидел опасность грядущей «переоценки» и сопутствующего ей «рас­человечивания человека», он первым показал ту «бесовщину», которая изначально крылась в подоб­ных попытках. Именно этому посвящены все его основные произведения и, конечно же один из глав­ных романов — «Идиот».
Попытка изобразить тип человека, достигше­го полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу этого романа.
Главным героем романа является князь Мыш­кин, человек, возвращающийся в Россию после многолетнего лечения в частной клинике для ду­шевнобольных. Доброта, готовность откликнуться на любую просьбу привлекают к нему людей. Од­нако эти же черты окружающих поражают, так как резко контрастируют с общим ходом реальной жиз­ни. Появление такого рода человека становится у Достоевского оценочным для современного мира, который оказывается слишком далек от идеала.
Впрочем, Мышкин, не евангельская схема, он обыкновенный человек. Как и все герои романа, зах­вачен страстью, только страстью особого рода: лю- бовью-состраданием к человеку. Эта особая страсть проявляется и в его отношениях с женщинами — Настасьей Филипповной и Аглаей Епанчиной. В облике Настасьи Филипповны много демоническо­го, противоречивого, а Аглая — это облик героини более совершенной, почти идеальной. Однако, по Достоевскому, душа человеческая в своей основе про­тиворечива. Ей нужны как свет, так и тьма, потому что жизнь души — это прежде всего движение, пре­одоление соблазнов, каждоминутное совершение выбора. Именно поэтому для Мышкина невозмож­но поставить окончательную точку во взаимоотно­шениях с Аглаей и Настасьей Филипповной — ведь они образуют неразрывное единство, тот идеал, к которому стремится душа князя.
Первое знакомство с Настасьей Филипповной происходит «заочно»: о ней князю рассказывает в поезде Парфен Рогожин. В доме Иволгиных Мыш­кин видит портрет «гордой красавицы», и лицо на нем поражает князя. Как он объясняет окружаю­щим, в этом лице «много страдания». Однако вме­сте с тем он замечает и то, что «это лицо ужасно гордое». Эксцентричный визит к Гане, а затем сце­на сжигания денег во время званого вечера усили­вают противоречивые чувства читателя.
Со временем нам становятся известны и неко­торые подробности прошлой жизни Настасьи Фи­липповны. В семилетнем возрасте героиня осироте­ла и воспитывалась в деревне богатого помещика Топ­кого, который, когда ей минуло шестнадцать лет, сделал ее своей любовницей. Переехав в Петербург, робкая и задумчивая девочка превращается в ослепи­тельную красавицу, в «необыкновенное и неожидан­ное существо», одержимое гордостью, мстительнос­тью и ненавистью к своему «благодетелю».
Она до глубины души презирает «сильных мира сего», одержимых жаждой власти, наживы, развлечений и удовольствий. Она видит, насколь­ко уродливы и мелки их души, недаром в одну из своих встреч с князем она говорит ему: «Впервые человека вижу». Однако видит она и то, что в та­ком мире ценятся не душевные качества, не мило­сердие и сострадание к слабым, а напротив, уме­ние слабого унизить, обобрать, любыми способа­ми добыть себе власть и богатство. Не случайно «гордую красавицу» постоянно пытаются продать или купить. Рогожин хочет купить ее любовь за сто тысяч, Гане предлагают за то, что он женится на Настасье Филипповне, семьдесят пять.
Униженная гордость героини восстает, и она разом порывает со своим окружением — отказы­ваясь и от унизительных для нее условий замуже­ства, и от денег. Однако униженный и долго от это­го страдавший человек стремится «отвести душу» и унизить кого-либо еще. Сцена сжигания денег и условие, поставленное Гане (вытащить голыми ру­ками из огня пачки купюр, тогда они будут его) — прямое тому доказательство.
Видя и понимая все это, Мышкин бросается ее «спасать» — он предлагает ей свою руку. Настасья Филипповна, к которой впервые за ее жизнь отнес­лись по-человечески, инстинктивнотянется к кня­зю, но все та же гордость не позволяет ей принять его предложение. Жалость унижает человека гордо­го. Ей ли, наложнице Тоцкого, мечтать о счастье с князем? Ей ли, «рогожинской», быть княгиней? Она упивается позором и «сжигает» себя гордостью. Из церкви, в подвенечном платье, она убегает от Мыш­кина и покорно подставляет себя под нож Рогожина («А теперь я гулять хочу, я ведь уличная»).
Попытки князя примирить в душе героини не­примиримое терпят поражение. Ведь сам князь «не от мира сего». Мышкин думает, что словами вроде «вы не виноваты» сможет разбить оковы опутавше­го ее зла. Но Настасья Филипповна, сознавая свое падение, жаждет искупления греха, а вовсе не уве­рений в собственной безгрешности.
Судьба Настасьи Филипповны складывается трагично. Любовь-жалость князя не спасает, а только губит ее. Мышкин знает, что она гибнет из- за него, но старается убедить себя, что это не так, что, «может, Бог и устроит их вместе». Он жалеет ее, как «несчастную помешанную», но по-настоя­щему все же любит другую — Аглаю. Именно по­этому Рогожин в финальной сцене приводит Мышкина к ее смертному ложу. Вдвоем они бодр­ствуют над телом убитой, так как они — сообщни­ки: они оба убили ее своею «любовью».
Итак, в образе Настасьи Филипповны нашли свое отражение характерные для творчества Досто­евского идеи. В первую очередь это представление о человеке, как о средоточии двух разных начал — свет­лого и темного, желания «по своей воле пожить» и жертвенной, христианской любви к людям. Другая идея — невозможность осуществления идеала в ре­альной жизни, несовместимость христианских за­поведей с противоречивой и склонной к самораз­рушению личностью современного человека. Хри­стианская идея «вселюбви» утверждается Достоевским как некий всеобщий ориентир, нгап- равление движения, то, к чему следует стремиться, несмотря на его недостижимость. Ведь, по Достоев­скому, каждый человек заслуживает понимания и со­страдания, так как каждое, пусть даже самое пад­шее, существо есть образ Божий.
Творчество Достоевского будет жить до тех пор, пока человечество не перестанут волновать вечные вопросы, поиски идеала добра и справедливости, соединения в душе двух начат — любви к Богу и любви к человеку.