Основные произведения Достоевского появились в печати в последней трети XIX века, когда обозначился кризис старых морально-этических принципов, когда стал очевидным разрыв между стремительно изменяющейся жизнью (под воздействием технического прогресса, роста городов и проч.) и традиционными нормами жизни. Процесс этот имел глобальный характер и происходил не только в России. Именно в последней трети девятнадцатого века в обществе заговорили о «переоценке всех ценностей», об изменении норм традиционной христианской морали и нравственности (например, философия Ницше).
Достоевский одним из первых увидел опасность грядущей «переоценки» и сопутствующего ей «расчеловечивания человека», он первым показал ту «бесовщину», которая изначально крылась в подобных попытках. Именно этому посвящены все его основные произведения и, конечно же один из главных романов — «Идиот».
Попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу этого романа.
Главным героем романа является князь Мышкин, человек, возвращающийся в Россию после многолетнего лечения в частной клинике для душевнобольных. Доброта, готовность откликнуться на любую просьбу привлекают к нему людей. Однако эти же черты окружающих поражают, так как резко контрастируют с общим ходом реальной жизни. Появление такого рода человека становится у Достоевского оценочным для современного мира, который оказывается слишком далек от идеала.
Впрочем, Мышкин, не евангельская схема, он обыкновенный человек. Как и все герои романа, захвачен страстью, только страстью особого рода: лю- бовью-состраданием к человеку. Эта особая страсть проявляется и в его отношениях с женщинами — Настасьей Филипповной и Аглаей Епанчиной. В облике Настасьи Филипповны много демонического, противоречивого, а Аглая — это облик героини более совершенной, почти идеальной. Однако, по Достоевскому, душа человеческая в своей основе противоречива. Ей нужны как свет, так и тьма, потому что жизнь души — это прежде всего движение, преодоление соблазнов, каждоминутное совершение выбора. Именно поэтому для Мышкина невозможно поставить окончательную точку во взаимоотношениях с Аглаей и Настасьей Филипповной — ведь они образуют неразрывное единство, тот идеал, к которому стремится душа князя.
Первое знакомство с Настасьей Филипповной происходит «заочно»: о ней князю рассказывает в поезде Парфен Рогожин. В доме Иволгиных Мышкин видит портрет «гордой красавицы», и лицо на нем поражает князя. Как он объясняет окружающим, в этом лице «много страдания». Однако вместе с тем он замечает и то, что «это лицо ужасно гордое». Эксцентричный визит к Гане, а затем сцена сжигания денег во время званого вечера усиливают противоречивые чувства читателя.
Со временем нам становятся известны и некоторые подробности прошлой жизни Настасьи Филипповны. В семилетнем возрасте героиня осиротела и воспитывалась в деревне богатого помещика Топкого, который, когда ей минуло шестнадцать лет, сделал ее своей любовницей. Переехав в Петербург, робкая и задумчивая девочка превращается в ослепительную красавицу, в «необыкновенное и неожиданное существо», одержимое гордостью, мстительностью и ненавистью к своему «благодетелю».
Она до глубины души презирает «сильных мира сего», одержимых жаждой власти, наживы, развлечений и удовольствий. Она видит, насколько уродливы и мелки их души, недаром в одну из своих встреч с князем она говорит ему: «Впервые человека вижу». Однако видит она и то, что в таком мире ценятся не душевные качества, не милосердие и сострадание к слабым, а напротив, умение слабого унизить, обобрать, любыми способами добыть себе власть и богатство. Не случайно «гордую красавицу» постоянно пытаются продать или купить. Рогожин хочет купить ее любовь за сто тысяч, Гане предлагают за то, что он женится на Настасье Филипповне, семьдесят пять.
Униженная гордость героини восстает, и она разом порывает со своим окружением — отказываясь и от унизительных для нее условий замужества, и от денег. Однако униженный и долго от этого страдавший человек стремится «отвести душу» и унизить кого-либо еще. Сцена сжигания денег и условие, поставленное Гане (вытащить голыми руками из огня пачки купюр, тогда они будут его) — прямое тому доказательство.
Видя и понимая все это, Мышкин бросается ее «спасать» — он предлагает ей свою руку. Настасья Филипповна, к которой впервые за ее жизнь отнеслись по-человечески, инстинктивнотянется к князю, но все та же гордость не позволяет ей принять его предложение. Жалость унижает человека гордого. Ей ли, наложнице Тоцкого, мечтать о счастье с князем? Ей ли, «рогожинской», быть княгиней? Она упивается позором и «сжигает» себя гордостью. Из церкви, в подвенечном платье, она убегает от Мышкина и покорно подставляет себя под нож Рогожина («А теперь я гулять хочу, я ведь уличная»).
Попытки князя примирить в душе героини непримиримое терпят поражение. Ведь сам князь «не от мира сего». Мышкин думает, что словами вроде «вы не виноваты» сможет разбить оковы опутавшего ее зла. Но Настасья Филипповна, сознавая свое падение, жаждет искупления греха, а вовсе не уверений в собственной безгрешности.
Судьба Настасьи Филипповны складывается трагично. Любовь-жалость князя не спасает, а только губит ее. Мышкин знает, что она гибнет из- за него, но старается убедить себя, что это не так, что, «может, Бог и устроит их вместе». Он жалеет ее, как «несчастную помешанную», но по-настоящему все же любит другую — Аглаю. Именно поэтому Рогожин в финальной сцене приводит Мышкина к ее смертному ложу. Вдвоем они бодрствуют над телом убитой, так как они — сообщники: они оба убили ее своею «любовью».
Итак, в образе Настасьи Филипповны нашли свое отражение характерные для творчества Достоевского идеи. В первую очередь это представление о человеке, как о средоточии двух разных начал — светлого и темного, желания «по своей воле пожить» и жертвенной, христианской любви к людям. Другая идея — невозможность осуществления идеала в реальной жизни, несовместимость христианских заповедей с противоречивой и склонной к саморазрушению личностью современного человека. Христианская идея «вселюбви» утверждается Достоевским как некий всеобщий ориентир, нгап- равление движения, то, к чему следует стремиться, несмотря на его недостижимость. Ведь, по Достоевскому, каждый человек заслуживает понимания и сострадания, так как каждое, пусть даже самое падшее, существо есть образ Божий.
Творчество Достоевского будет жить до тех пор, пока человечество не перестанут волновать вечные вопросы, поиски идеала добра и справедливости, соединения в душе двух начат — любви к Богу и любви к человеку.