I. Семеро странников, ищущих счастливого человека.
2. Ермил Гирин.
3. «Крепостная женщина» Матрена Тимофеевна.
4. Григорий Добросклонов.
Тема поиска счастливой доли и «правды-матушки» занимает значительное место в фольклорной традиции, на которую опирался Н. А. Некрасов, создавая поэму «Кому на Руси жить хорошо». Странничество играло особую роль в культуре народа: путешествуя к святым местам, странники зачастую становились собирателями преданий, наблюдали за повседневной жизнью представителей самых различных слоев общества, а затем рассказывали поучительные истории в тех домах, где они останавливались. Нередко в простом народе странников воспринимали как людей мудрых и праведных, то есть постигших правду-истину. Подобный мотив встречается в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: странница объясняет крестьянке Матрене, что «ключи от счастья женского» потеряны у самого Бога. Однако основной мотив странствия в поэме связан не со святыми местами, а с поиском счастливого человека. В путь отправляются семеро односельчан, поспоривших, представителям какого сословия живется лучше всего. Число семь является одним из магических чисел. Мотив путешествия семи братьев в поисках правды звучит еще в балладе А. К. Толстого «Правда». Нужно отметить, что образы семерых странников у поэта не прорисованы в отличие от множества ярких характеров, встречающихся в поэме. Семеро крестьян, путешествующих по Руси, в первую очередь выступают как носители самой идеи поиска правды и счастья.
Идеалы утверждения правды в жизни, борьбы за нее воплотились в характерах других персонажей, например у Ермила Гирина. Не случайно его называют счастливым человеком. Своим трудом Ермил, простой крестьянин, добился не только уважения народа, но и материального достатка, занял весьма значительную должность в крестьянской общине. Характерно, что Ермил с юности отвергал нечестные способы обогащения — будучи писарем в конторе при управляющем барским имением, он никогда не брал с крестьян за свою помощь ни копейки, понимая, что простым людям и так приходится тяжело. Именно благодаря своей человечности и бескорыстию Ермил завоевывает симпатию крестьян, которые избирают его бурмистром. И на этой должности Ермил по мере сил старается помочь своим односельчанам. Лишь один раз он поступил не так, как следовало бы по закону — вместо родного брата сдал в рекруты другого человека. С точки зрения подавляющего большинства окружающих, в поступке бурмистра нет ничего предосудительного — вполне понятно, что причиной этого явилась братская любовь. Однако сам Ермил гораздо строже судит себя за то, что пошел против правды и совести. Он успокаивается лишь тогда, когда справедливость восстановлена, однако слагает с себя полномочия бурмистра, считая себя недостойным народного доверия.
История с покупкой мельницы тоже характеризует Ермила как достойного, честного человека. Будь он иным, крестьяне, конечно, не доверили бы ему свои заработанные непосильным трудом сбережения: однако стоило Ермилу бросить клич, и люди без всякого сомнения понесли ему свои деньги. Некрасов мастерки усиливает мотив правды и честности, звучащий в строках, посвященных Ермилу, за счет демонстрации обратной связи этого персонажа поэмы с народом. Возвращая деньги, взятые безо всяких расписок, Ермил доверяет людям. Действительно никто не взял лишнего, даже остался один рубль.
Но, несмотря на благородные качества Ермила, на любовь к нему народа, судьба этого человека складывается трагически, как это нередко случается с правдоискателями. Некрасов не сообщает всех подробностей: рассказ прерван, но известно, что Ермил сидит в остроге, и связано это с бунтом крестьян.
За правду пришлось побороться и Матрене Тимофеевне Корчагиной, русской крестьянке. В семье мужа ей приходилось безропотно сносить упреки и капризы окружающих, но когда ее Филиппушку незаконно забрали в солдаты, эта женщина решительно отправилась в путь, чтобы найти защиту у представителей власти. И Матрене удалось спасти мужа.
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти —
так говорил Матрене Савелий, дед ее мужа. Савелий через многое прошел. Несправедливость нем-ца-управителя довела Савелия и его товарищей до преступления, за которое их отправили в Сибирь. Савелий не смирялся с неправдой. Так почему же он призывает Матрену к покорности? Дело в том, что женщине в жизни труднее, хотя бы потому, что ей приходится думать не только о себе, но и о детях. Собственно Матрена ни разу не боролась за свои собственные права: она то отстаивает права мужа, то защищает своих детей. Женщина переносит несправедливую порку, лишь бы избавить от этого наказания своего сына.
Еще одним правдоискателем в поэме является сын сельского дьячка Григорий Добросклонов. Интересно, что автор, рисуя жизнь Григория в родном селе, как бы забегает вперед, желая подчеркнуть, в чем истинное призвание этого человека: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.
Мы снова видим, что участь правдоискателя нелегка и трагична. И все же, по мысли Некрасова, именно Гриша и является тем счастливцем, которого так старательно ищут семеро странников. Ведь в образе Григория Добросклонова воплотился идеал Некрасова, который считал, что счастье заключается в служении народу. Гриша, его отец и брат живут очень бедно, но не о личном богатстве мечтает бывший семинарист, а о том… Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!