В образе Райского Гончаров, по собственному признанию, показал «род артистической обломовщины» — «русскую даровитую натуру, пропадающую даром, без толку». Устами Райского Гончаров высказывает свои взгляды на искусство. Ему передает Гончаров свое понимание людей и событий. Вместе с тем писатель резко осуждает своего героя за его идеалистические представления о жизни, о творчестве, о любви, за пустое красноречие. Для Райского искусство — самоцель: «Вся цель моя, задача, идея- красота!», «Мое дело — формы», — говорит он. В Райском Гончаров дал законченный образ дворянского дилетанта, раскрыл сущность и истоки дилетантизма против которого еще в сороковых годах выступали Герцен и Белинский. Мечта о великом искусстве без труда — вот девиз Райских — представителей дворянско-либеральной интеллигенции 40-х годов. «Я ставил неоднократно в кожу Райского своих приятелей ил кружков 40-50-х и 60-х годов, — пишет Гончаров. — Как многие подходили к типу». Отказ от упорного и систематического труда у Райских и ему подобных Гончаров связывает с «праздной жизнью почти целого общества», с «обеспеченным существованием» дворянства.
Гончаров симпатизирует своему герою, сочувствует его неудачам. Ему нравится в Райском живой ум, впечатлительность, восхищение красотой, страстное отношение к жизни, честность. Но его отрицательные качества видит не только Гончаров, а и героиня романа — Вера. Для нее Райский не тот новый человек, к которому она стремилась.
К особенности таланта Гончарова, — писал в 1848 году Белинский, — «принадлежит необыкновенное мастерство рисовать женские характеры. Он никогда не повторяет себя, ни одна его женщина не напоминает собою другой, и все, как портреты, превосходны». Женщины его — «живые, верные действительности создания». Эти слова были сказаны в связи с первым романом Гончарова — «Обыкновенной историей». И в романах «Обломов» и «Обрыв» Гончаров создает целую галерею запоминающихся образов женщин — различных характеров, сословий и возрастов, с различными взглядами на жизнь.