1. Многогранность творчества С. А. Есенина.
2. Россия Есенина.
3. «Нет поэта без родины”.
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
С. А. Есенин
С. А. Есенин — певец русской природы, крестьянского духа. Он остро чувствовал все происходящее вокруг. Эта острота, «обнаженность чувств», искренность и являются причиной неслыханной популярности творчества как при жизни автора, так и в наши дни. Многие стихотворения Есенина положены на музыку. Не последнюю роль в этом сыграл особый, «музыкальный» склад есенинского стиха. Чувства, близкие и понятные каждому человеку, составляют центр лирического повествования поэта.
Это в равной степени относится и к теме родины в лирике С. А. Есенина. Практически все творчество поэта посвящено именно этой теме, почти в каждом стихотворении он опосредовано или прямо говорит о своей стране или о том, с чем она связана в его представлении. Русь для поэта Есенина — это вся его жизнь:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
О своей любви к родине поэт заговорил еще в ранних своих стихотворениях:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости, до боли
Твою озерную тоску.
Родина для Есенина — патриархальная Русь с ее бескрайними просторами, лесами и многочисленными деревеньками с куполами церквей. Поэт воспевает деревню и все, что с ней связано: природу, крестьянский труд, быт, животных.
В своих стихотворениях, посвященных родине, автор размышляет о судьбах страны, о ее историческом предназначении, о крестьянстве и его будущем.
На глазах поэта умирала «старая» Русь, и его глубоко волновало будущее родины. Страна становилась советской, и поэт противоречиво принимал ее индустриальное обновление:
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Но постепенно знакомая с детства «тележная песня колес» перестала его радовать.
В стихотворении «Неуютная жидкая лунность», датированным 1925 годом, явно слышен мотив тоски и неприкаянности. «Тоска бесконечных равнин» — устойчивый мотив стихотворения. Природа России, которую описывает в нем автор, является символом неустроенности судьбы самого поэта. Лирический герой стихотворения разлюбил пейзажи, которые раньше вызывали у него восхищение: «по дорогам усохшие вербы и тележная песня колес», «очажный огонь», «лачуги», «бедность полей». В стихотворении возникает образ бедной, нищей Руси, на которую поэту невыносимо смотреть, когда рядом — «стальная Русь», «моторный лай».
Поэту хочется обновления деревни:
Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Да, очевидны устремления поэта принять новую действительность, но свою судьбу он переживает трагически («Я не знаю, что будет со мною…»). Все стихотворение построено на противопоставлениях. С «нищей» Русью связаны яркие метафорические образы — «тележная песня колес», «яблонь весенняя вьюга», в то время как новая Россия несет с собой лишь «бури и грозы». Поэт невольно сопротив-. ляется бездушной мощи новой страны. И, вопреки своим утверждениям, он не разлюбил ту Россию, которую воспевал в ранних своих стихотворениях. Любовь поэта к родине чувствуется в каждой строчке стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Поэт пишет о своей любви к «отчим полям», описывает картины русской природы (ковыль, вербы, тополя), размышляет о судьбе своего народа. Новое видение Есениным страны, перемены в жизни не повлияли на его истинные чувства. Он находит успокоение в близости к природе, в единении с родиной: «Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть». В данном стихотворении автор показывает, как воздействует родная природа на чувства человека, принося ему успокоение, радость. Поэт восхищается даже свежестью полыни, и в это проявляется его любовь ко всему, что есть в родной стороне.
Несмотря на противоречивое отношение к переменам, Есенин горячо любит свою родину, он не покинет ее. Автор готов разделить любую судьбу России и не мыслит жизнь вне Отчизны.
Тема родины одна из главных в творчестве С. А. Есенина. Она представлена в его лирике широко и многообразно. С течением времени эта тема претерпевает изменения. Безоблачное, радостное миросозерцание раннего периода творчества, воспевание патриархальной деревни и красот русской природы сменяются тоской по уходящему в прошлое безмятежному облику села под напором «железного» века, разрушающего коренные устои русского крестьянства. Неприятие современной жизни сочетается у поэта с преклонением перед светлым прошлым.
Тема родины является органичной и неотъемлемой частью творческого наследия С. А. Есенина. Идея утраты, с которой она сопряжена в поэзии Есенина, отражает вечную проблему жизни — тоски человечества по изначальной красоте и мудрости, по жизни в гармонии с природой. Неоднозначное отношение поэта к событиям, происходившим в его родной стране, отразилось в его стихотворениях. Но неизменной и постоянной оставалось его любовь к «стране березового ситца». Доказательством тому являются слова из книги Е. Гуслярова и О. Карпухина «Есенин в жизни». Они поражают своей искренностью, можно сказать, жесткой правдой: « После поездки по свету у Есенина осталась одна любовь — к России. И не любовь это была уже, а болезнь — безысходная и неизлечимая. И все, что касалось России, теперь входило в его сознание и душу отравой и новой мукой. Он видел, что с Россией происходит не то. Первоначальные восторги исчезли, и он увидел, что Россию в нечистой игре выиграли шулера и проходимцы. Стала она на веки вечные страной негодяев. И ничего уже не поправить. Оставалось только кричать… То, что он кричал, было чудовищным, не всегда осмысленным и подготовленным. Это был крик и гнев внезапно ударенного по лицу. Цена такому крику по тем временам — пуля. Он чуял гибель России. И вел себя так, как должен бы вести себя последний в этом мире русский. Возможно, и был он этим последним, поскольку один ясно ощущал те великие, непоправимые утраты, о которых мы стали подозревать только теперь…». Сегодня невозможно жить без поэзии Есенина. Он глубоко нравственно, по-народному мудро смог почувствовать и выразить любовь к своей многострадальной Родине.
Своими стихотворениями «поэт деревни» будит нашу совесть, побуждая каждого из нас к действу в защиту живой красоты природы и родины.