Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 2

Сочинение на тему «Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 2»

Реформы 60-х годов были крупнейшим переворотом в жизни страны. Наряду с освобождением общества от изживших себя феодальных отношений они привели к резкому социальному расслоению. Особенно эти отрицательные последствия реформ сказались в крупных городах. Одни богатеют, стремительно поднимаются вверх, а другие оказываются в положении, близком к отчаянию. Традиционные основы нравственности пошатнулись; для новых времен, полных несправедливости и страданий, они кажутся непригодными. Теряется нравственная ориентация, представления о добре и зле становятся зыбкими, утрачивают свою всеобщность. Начинается эпоха индивидуализма, власти денег, вседозволенности. Для Достоевского важно было понять, к каким последствиям может привести человека нравственный нигилизм, чем он может обернуться для общества. Этой теме и посвящен роман «Преступление и наказание».
У теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, и личные, и социальные корни. Она родилась в сознании человека честолюбивого, гордого, одинокого и одновременно болезненно восприимчивого к чужим страданиям. Задавленный бедностью студент ищет выход, который поможет ему одним рывком избавиться от унизительной нищеты. Но Раскольников далек от эгоизма, он хочет найти выход из трагического положения не только для себя, но и для других. Бунтарский характер Раскольникова и стремление к социальной справедливости являются чертой того времени. Острое ощущение ненормальности складывающихся отношений было общим для людей самых разных взглядов. Но взгляды Родиона Раскольникова неотделимы от его личности; это не философская концепция, изложенная читателю стройно и последовательно, а поиски, метания, заблуждения человека трагических противоречий.
Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой он вынужден существовать. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу — так думает Раскольников, когда готовится к убийству.
Особое значение имеет в романе образ Наполеона. Путь человека, сумевшего из капрала стать императором, становится символичным. В атмосфере социальной несправедливости, безнадежности и отчаяния негативные стороны бонапартизма казались неизбежной платой за личное и социальное освобождение. Да, Наполеон отличался особым равнодушием к судьбе отдельной личности, но его путь давал возможность умному и честолюбивому человеку найти выход из социального тупика. Для Раскольникова оставалось определить, по какому праву Наполеон решал судьбы окружающих, и примерить это право к себе. Раскольников считает, что все люди от природы делятся на два разряда: на тех, кому предназначено терпеть и подчиняться, и на гениев, людей особенных, которым дано двигать человечеством, не считаясь с законами морали. Себя наш герой причисляет ко второму разряду, этим совершая роковую ошибку.
В отличие от Наполеона Раскольников мечтает не только о своем счастье, но и о счастье окружающих. Ему кажется, что преступление можно искупить тысячами добрых дел, что жизнь старухи-процентщицы — ничто по сравнению с судьбами сотен людей, которых можно спасти добытыми деньгами.
«Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, -— и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить себя потом на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен… Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».
Но холодный арифметический расчет и благородство души не могут совмещаться в одном человеке, не могут они совместиться и в Раскольникове. Врожденная доброта героя романа, способность переживать, способность к состраданию вступают в конфликт с гордостью и честолюбием. Этот конфликт приводит к таким нравственным мучениям, которые не дают Раскольникову перевоплотиться в Наполеона. Знаменитый сон о загнанной клячонке и летний вечер, стоивший жизни двум сестрам, являются в романе антиподами, нравственными полюсами запутавшейся души. Раскольников казнит себя за то, что сделан не из бронзы, не смог, не сумел забыть об убийстве, не может не сострадать чужому горю, не жалеть людей из того самого разряда ничтожеств, на которых не должен обращать внимание гений, творящий справедливость для всех. Но в этом неумении и заключено спасение Раскольникова.
«И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это все теперь знаю… Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?»
После убийства Раскольников все время ощущает тяжелое, мучительное чувство разъединенности с родными, со всем человечеством. Самые близкие люди, ради которых он и пошел на убийство, оказываются бесконечно далекими, почти чужими ему. Вместо гордости человека, ставшего выше толпы, Раскольников испытывает страдания нравственного одиночества. Своим преступлением он разрушил в себе ту самую силу, силу добра, которая объединяла его с людьми. Убийство в романе Достоевского становится самоубийством, искажением человеческой сути. Герой романа мечтает о пути Наполеона, но постоянно мучается от своего выбора. Сердце и ум героя диктуют ему принципиально разные поступки. Раскольников при этом не в состоянии сделать окончательный выбор. Это мучительное раздвоение личности и приводит его в полицию.
Воскрешение Раскольникова закономерно связано в романе с возвращением к Богу. Именно безверие, попытка самому решить, что есть добро и зло, привели Раскольникова к убийству. Преступление его — это в первую очередь вызов Богу, а не обществу. Но никому не дано безнаказанно нарушать нравственные законы. Достоевский показывает нам процесс самоосуждения личности. Наказание главного героя состоит в его нравственных мучениях, в раздвоении личности и одиночестве. Только постоянная душевная забота Сони Мармеладовой и ее терпеливое внимание смогли вернуть Раскольникова к жизни.
Мучаясь сам, он мучает Соню. Но придет время, и обновленный герой поймет, что только безграничной любовью искупит он все страдания.
Переболев, как кошмарным сном, своей теорией, преодолев душевный раскол, герой романа обращается к вечной силе добра, выраженной в Библии. Бунт заканчивается смирением, а смирение позволяет Раскольникову вспомнить самого себя, обрести силу сострадания и жалости, которая изначально дана каждому человеку.
Писатель-гуманист Достоевский показал невозможность безнаказанно совершать преступления. Он дает шанс даже оступившемуся, но раскаявшемуся человеку рассчитывать на прощение. Только тот, кто живет по Божьим законам, приближается к тому идеалу, о котором мечтал писатель, к идеалу совершенного человека.