Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 4

Сочинение на тему «Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 4»

Жена писателя А. Г. Достоевская вспоминает, что Федору Михайловичу сравнительно легко давалось написание романа. Однако мучительно и долго, с большими трудностями всегда шло создание плана. Так было и с книгой «Преступление и наказание».
Главный персонаж романа Раскольников возник в нем из другого сюжета и другой книги, когда давно действовали и жили Мармеладов, Соня, а иные персонажи уже получили свои имена и портреты в черновиках писателя.
Раскольников приходит на страницы книги из реальной жизни, бывший студент, «человек из подполья», скорее антигерой, чем положительный персонаж. Его образ вызывает скорее сочувствие, чем симпатию, в нем еще бродят тени гоголевских героев, но Раскольников всякий раз умело подавляет или вытесняет их.
Раскольников имеет много черт, которые чисто по-человечески привлекают к нему внимание. Он честен, он способен к сочувствию и сопереживанию. Последние свои деньги, медь и серебро с рубля он оставляет Мармеладовым. Правда, потом хочет вернуться и забрать их, но не возвращается. Он сильный, талантливый человек. Возможно, гений. Однако место его в мире таково, что «некуда идти». Тупик, где цветное содержание жизни выгорает и остаются только оттенки серого.
Раскольников имеет тайную формулу существования: «Ко всему подлец-человек привыкает!» Он опускается. Нравственно. Он может позволить себе некоторую нечистоплотность. В своей похожей на гроб каморке он может спать не раздеваясь. «Он был задавлен бедностью, — пишет Достоевский, — он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Все у него дырявое, все в прорехах, в пятнах. Даже шляпа — высокий циммермановский цилиндр, — рыжая, без полей, безобразно заломленная набок. И пусть молодое лицо его обладает совершенными чертами, все выражает в этом человеке внутренний разлад и отсутствие гармонии.
Он ходит, говорит, смеется — как в лихорадке. Это лихорадочное состояние не оставляет его до конца книги. «Кто я? Тварь дрожащая? Или право имею?» — вот цена билета в царство власти и свободы.
Все у Раскольникова — внешность, мысли, поступки — предел антигармонии. Отсюда ад повседневной жизни. Когда Раскольников решается на злодейство, в нем пробуждается некий злодейский гений педантизма и расчетливости. Петельку для топора пришивает слева, фальшивый заклад заворачивает так, чтобы старушка помучилась, а не развязала быстро пакетик. Ради одного только: «Свобода и власть». А главное, власть! «Над всею дрожащею тварью, над всем муравейником».
Может, и стоила жизнь никчемной старушонки этой великой цели, да только чем оценить стоимость другой невинной жертвы — тихой, богомольной старухиной сестры — Лизаветы? Достоевский сразу и сначала понимает высшую ценность любой человеческой жизни. Ему это проще — он прошел через собственную казнь.
Это должен понять Раскольников. Автор пишет: «С самого этого преступления начинается его нравственное развитие, возможность таких вопросов, которых прежде не было». Раскольников убил. Он стал Наполеоном. Он очутился в предельной нравственной ситуации. «Неподвижная идея», владеющая его душой, лежащая в основании его философии, дала трещину. Происходит крушение его мировоззрения.
Человек, по Достоевскому, открыт для добра и Бога. Этот путь уже прошел сам писатель. Результатом его стали глубокие нравственные и религиозные переживания. Достоевский щедро делится ими, перенося многое из пережитого на образ Раскольникова. Вплоть до таких мелочей, как Евангелие под подушкой в каторжном госпитале. Здесь сходятся рисунки внутренней духовной биографии писателя и его героя. И в этом одна из причин того, что роман имеет очень светлый и счастливый конец.
Раскольников обретает любовь и душевное успокоение.
«Но тут начинается новая история, — пишет Достоевский, — история постепенного обновления человека».