Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Образ русского крестьянина в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение на тему «Образ русского крестьянина в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»

Поэма Некрасова показывает нам целую галерею образов русского народа. Ее сюжет строится на том, что семь временнообязанных крестьян решают отправиться на поиски счастья. Они собираются встретиться с попом, помещиком, чиновником, «купчиной толстопузым», министром и царем в надежде найти счастье у них. Однако по мере развития сюжета намеченный странниками путь меняется, как меняется и их представление о счастье. После встречи с попом и помещиком Оболт-Оболдуевым, которые ощущают себя глубоко несчастными, они понимают, что понятие счастья не ограничивается представлением о материальных благах. Поэтому и искать счастье надо там, где живут «по совести» и имеют свободу и богатство в собственной душе. Именно крестьяне, чье положение можно по праву назвать рабским, ощущают себя по-настоящему свободными, богатыми, сильными, ибо «сила народная» — это «совесть спокойная» и «правда живучая»!
Образы помещиков — ограниченных и жестоких деспотов, превративших свои деревни в Неелово и Разутово, редко контрастируют с широтой и высокими нравственными идеалами крестьянской души. Яким Нагой и Ермил Гирин, сердца которых открыты для любви и сострадания к ближнему, — типичные представители рус-
ского народа. Некрасов с особой теплотой и сочувствием описывает крестьянские нравы, сильные и слабые стороны характера русского мужика. При этом поэт не идеализирует своего героя, он знает, как любит мужик разгуляться на «ярманке», затянуть «веселую», выспаться после пьянки и драки в канаве. Крестьянину не чужда грубость, неотесанность, упрямство:
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -—
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Мужик необразован и безграмотен, на базар отправляется «пить горькую», а не за Белинским и Гоголем, но он тем не менее мудр своей особой, мужицкой мудростью. Он не лишен хитрости, смекалки, находчивости. Таков Клим Яковлич Лавин, который сумел хитростью завоевать расположение помещика и сделался бурмистром, чтобы смягчить тяготы крестьянской жизни.
Крестьянин на редкость терпелив и вынослив. Добросовестно и покорно трудится он на барских угодьях. Некрасов сравнивает его с богатырем и, хотя у него «цепями руки кручены», «железом ноги кованы», «все терпит богатырь». Но на примере «Савелия — богатыря святорусского» поэт показывает, что терпение крестьянина, как бы ни было оно велико, все же не безгранично. «Наши топоры лежали до поры», — говорит Савелий и… попадает на каторгу.
Полна горечи, тягот, лишений и судьба русской женщины — крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной. В непосильном труде проходит ее жизнь, но никакие удары судьбы не могут сломить ее. Мужская выносливость и стойкость органично соседствуют в ее душе с чисто женской нежностью, лаской, способностью любить и прощать.
В конце поэмы Некрасов знакомит читателя с новым типом человека, в котором воплощено все то, что лишь подспудно дремало в душах крестьян: страстное желание действовать, изменить существующий порядок вещей. Этот человек — Григорий Добросклонов, тот избавитель, «сеятель», которого неосознанно ждет русский народ («О сеятель! Приди!»). Добросклонов принадлежит будущему, он смело смотрит вперед, чувствует «в груди своей силы необъятные», а в душе народа видит «искру сокрытую», которая вот-вот возгорится в пламя. Он верит в силу и мощь родной Руси:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!..
Устами Гриши Добросклонова говорит сам автор. Не случайно он сделал своего героя поэтом и певцом уже новой эпохи, которая ожидает и Якима Нагого, и Ермила Гирина, и Савелия, и Матрену…