Образ русской женщины занимает одно из самых важных мест в поэзии Некрасова. Поэт показывает судьбы своих героинь, подчёркивая, что если весь народ живёт плохо и трудно, то жизнь женщины во сто крат тяжелее:
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Это строки из стихотворения « В полном разгаре страда деревенская.. .» очень показательны и дают полное представление об отношении поэта к русской женщине. Некрасов называет свою героиню многострадальной матерью « всевыносящего русского племени». В этом видна гордость, восхищение её жизненными силами. Но в то же время автор говорит о покорности русской женщины:
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Стихотворение «В дороге» (1845) так же, как и предыдущее, носит социальный характер. Здесь Некрасов выступает в жанре социальной элегии, который он одним из первых ввел в русскую литературу. Размышления поэта о судьбе народа, а именно о жизни женщины-крестьянки, находят художественное воплощение в диалоге между лирическим героем и ямщиком. Характерно, что поэт избрал кольцевую композицию, начиная и завершая произведение словами лирического героя, а в центре мы находим исповедь ямщика, простого мужика. В первой реплике героя намечены острые проблемы, которые будут развиваться в творчестве Некрасова. Он говорит:
Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку…
Ямщик рассказывает о своей жене Груше, которая была воспитана господами вместе с барышней, а потом возвращена в село. Грушу научили барским манерам, но «ни косить, ни ходить за коровой» она не умела. Не выдержав тяжёлых ударов судьбы, она стала увядать с каждым днём:
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу…
Тоска и безысходность в жизни крестьянки подчёркнута кольцевой композицией и заключительной репликой лирического героя, с горечью благодарящего ямщика за то, что тот разогнал его «неотвязную скуку».
Ещё одно стихотворение о тяжёлой судьбе девушки-крестьянки — «Тройка» (1846). Оно также написано в жанре социальной элегии. Это трагическое произведение, в котором ярко виден контраст между красотой девушки и её тяжёлой судьбой. Некрасов поэтизирует красоту героини, используя новые краски в описании её внешности:
…Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Дальше поэт говорит о том, какой будет судьба этой девушки. Он подчёркивает трудность её жизненного пути. Характерно сравнение её с цветком («Отцветёшь, не успевши расцвесть»). Важное значение имеет кольцевая композиция, которую мы уже видели в стихотворении «В дороге». В последних двух строках показано отношение Некрасова к судьбе героини. Он пишет:
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки…
Судьбу девушки изменить невозможно, ей суждено преодолевать этот тяжкий путь.
Но не только судьба женщины-крестьянки освещается в лирике Некрасова.
Так, в стихотворении «Когда из мрака заблужденья…» (1845) речь идёт о падшей женщине, которую пытается спасти герой-разночинец. В стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» (1847) также перед читателем предстаёт образ падшей женщины, которую нужда заставила опуститься на самое дно. Герой рассказывает:
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребёнку и ужин отцу.
Тема падшей женщины в лирике Некрасова звучит и в цикле «На улице» (1850), который считается итогом его творчества 40-х годов. В четвёртой сцене, которая называется «Ванька», изображены два типичных представителя городского дна: бедный извозчик и падшая женщина. Но поэт не высмеивает их, а сочувствует людям, у которых нет будущего:
Но оба вы — извозчик-дуралей
И ты, смешно причесанная дама, —
Вы пробуждаете не смех в душе моей —
Мерещится мне всюду драма.
И наконец, ещё «уличная зарисовка», одно из самых пронзительных произведений Некрасова, дающих наиболее яркое представление о его творчестве. Речь идёт о стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом».
Очень просто и без пафоса лирический герой рисует ужасную картину: «… там били женщину кнутом». Но простота, отсутствие патетики — обманчиво. Лирический герой не просто сопереживает этой несчастной — он готов разделить её страдания.
И Музе я сказал:
«Смотри, сестра твоя родная…»
Именно боль за угнетённых, бесправных, обиженных была той силой, которая заставляла поэта творить.
Такой Музы мы ещё не видели в русской литературе. Муза Некрасова — особая, не похожая на других.
К этому образу Музы-крестьянки Некрасов возвращается много позже, в 1877 году в стихотворении «О Муза! Я у двери гроба!..». Он пишет:
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…
Образ русской женщины в творчестве Некрасова занимает важное место не только в его лирике, но и в поэмах.
В частности, в поэме « Мороз, Красный нос », окончательный вариант которой был опубликован в 1864 году в журнале «Современник». Некрасов посвятил её сестре — Анне Алексеевне Буткевич.
Поэма отличается большим количеством эпитетов и поэтических сравнений, в том числе заимствованных из фольклора («Как дождь, зарядивший надолго», // Негромко рыдает она»), мы видим здесь образный параллелизм («Берёза в лесу без вершины — // Хозяйка без мужа в дому»). Персонажи её очень яркие, запоминающиеся. Один из самых ярких — главная героиня, Дарья. Ей посвящена третья часть поэмы. Поэт старается достичь обобщения, показать, что трагическая участь Дарьи типична:
Три женские доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторя — быть матерью сына-раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти разные доли легли
На женщину русской земли.
Мы видим героиню и в работе, и в веселье. Некрасов использует всю палитру красок, чтобы раскрыть перед читателями этот образ:
По будням не любит безделья.
Зато вам её не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Трагедия Дарьи — огромна. И здесь, как и в лирике, Некрасов подчёркивает, что судьба крестьянки безысходна, она ни от кого не увидит сочувствия:
И солнце, кругло и бездушно,
Как жёлтое око совы,
Глядело с небес равнодушно
На тяжкие муки вдовы.
И много ли струн оборвалось
У бедной крестьянской души,
Навеки сокрыто осталось
В лесной нелюдимой глуши.
Рубя дрова, Дарья разговаривает с покойным мужем. Здесь наиболее ярко передано народное сознание. Некрасов рисует время сенокоса. Это радостная пора для крестьян, но печальная для вдов:
Нынче солома по грудь человеку,
Бог нам послал урожай!
Да не продлил тебе веку, —
Хочешь не хочешь, одна поспевай!..
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создал образ Матрёны Тимофеевны — она главная героиня в главе «Крестьянка», единственной написанной от первого лица. Голос Матрёны Тимофеевны — голос народа. Она воплотила в себе все лучшие качества русского женского характера:
Матрёна Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.
Судьба героини постоянно расширяется до пределов общерусских, но в то же время остаётся её собственной.
«Крестьянка» — одна из самых близких к фольклору частей поэмы. В ней Некрасов использует много песен. Таким образом он передаёт богатство, широту души своей героини. Матрена не утратила чувство собственного достоинства. Но она прекрасно понимает, что «ключи от счастья женского… закинуты, заброшены у Бога самого».
В поэме «Русские женщины» Некрасов воспел подвиг декабристов и их жён. Княгиня Трубецкая говорит:
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Жены декабристов, не испугавшись опасностей и трудностей, отправились за своими мужьями, чтобы поддержать их в тяжёлое время.
Таким образом, образ русской женщины в поэзии Некрасова многогранен. Разнообразна и палитра чувств лирического героя — от жалости и сострадания до гордости и преклонения.