Умение выражать тончайшие оттенки настроения сопутствовало Исааку Ильичу Левитану на протяжении всего творческого пути. Избегая сцен, эффектных внешне, он стремился выразить душевные волнения, изображая милые русскому сердцу мотивы. Простоватые, на первый взгляд, сюжеты картин несут сильную эмоциональную нагрузку. Это утверждение в полной мере применимо и к его «Одуванчикам».
Неспроста Левитан одним летним утром возвратился с прогулки без этюда. В его руках был букет из одуванчиков, который он хотел запечатлеть в созданной им обстановке, усилив их пронзительный образ. Довольно однообразный, даже мрачноватый, фон картины только усиливает впечатление от пышущих жизнью цветов. Он как будто сливается со столом, на котором расположен горшок с букетом, подчеркивая исключительную для художника важность изображенных одуванчиков. Они одухотворены и практически осязаемы, любовь к ним автора картины очевидна. В «Одуванчиках» воплощено понимание художником духовной, истинной красоты. Для серых обывателей эти цветы не имеют никакой ценности, так как растут повсюду и лишены экзотичности. Для Левитана — это символ той красоты, что окружает с детства. Красоты скромной и жизнеутверждающей.
Простота композиции вовсе не говорит о тривиальности картины. Я уверен, что эта черта — тоже следствие идеи, которую преследовал в своем творчестве Исаак Левитан. Если главной задачей для него как художника было изображение одухотворенности природы, то и композиция должна была передать ощущение естественности и изящной безмятежности. Занимая учительскую должность, Левитан часто и увлекательно рассказывал своим ученикам о его страсти к цветам, пытаясь передать свои впечатления от их художественного совершенства. Он говорил им об умении писать цветы, воплощая в картине их жизнелюбивость. Так и его одуванчики пронизаны светом, тянутся к нему, словно находятся в поле, а не в четырех стенах.
Из написанных Левитаном Натюрмортов, пожалуй, именно «Одуванчики» — самый незамысловатый. В этом и есть притягательная сила картины. Одуванчик для каждого из нас — неприметный цветок, на который нет смысла обращать внимание. Художник же переворачивает представление зрителя о красоте этих цветов, он выставляет их лиричность на передний план. Нам открывается нежная, теплая сущность хрупких созданий природы. На мой взгляд, этим и подчеркнута «солнечность» одуванчиков, которую так часто видел во всех цветах Левитан. Мне кажется, этот букет полевых цветов являлся для художника символом самой Жизни. Его идея заключалась в противопоставлении светлой силы созидания природы скучному быту и серой рутине повседневности. Свидетельствует об этом и бедность, пережитая автором картины в школьные годы. Остается гадать, но наверняка работа над натюрмортом была вдохновенным порывом, благодаря которому Левитану и удалось так метко и эмоционально передать свое непосредственное восприятие незатейливой красоты.