Некрасов был самым демократическим поэтом второй трети XIX в. Его поэзия, совершенно народная и по духу и по форме, выражала мысли и чувства передовых революционных кругов общества. Какую бы тему ни брал поэт, под его пером она наполнялась высоким гражданским содержанием, призывом к борьбе за свободу и раскрепощение человека.
Тема любви к Родине проходит через все творчество Некрасова. «Мать-отчизна», «Родина-мать», «Матушка Русь» — такими теплыми словами называл Россию поэт. Где бы ни был Некрасов, какая бы пышная и дивная природа его ни окружала, в сердце он всегда носил «врачующий простор» родной земли.
Только родная сторона вдохновляла его поэзию:
1 *•’ ‘ •. ^ . •
Не небесам чужой отчизны —
Я песни родине слагал!
Отношение Некрасова к родине близко лермонтовской «странной любви». Русь Некрасова — «убогая и обильная, могучая и бессильная». Двойственность чувства определяется тем, что поэт с трепетом и восторгом воспринимает природу, красоту родной земли, любуется «разливом гордых рек», «живой степью», «любимым лесом», но ненавидит «зрелище бедствий народных», произвол властей, бесчеловечность крепостного быта. С горечью поэт восклицает:
Не может сын смотреть спокойно На горе матери своей.
Никто не вынес такого сурового приговора крепостнической России, как это сделал Некрасов в стихотворении «Родина».
Любовь к Родине постоянно сопровождается гневом и ненавистью к угнетателям народа. Некрасов «любил, ненавидя». Патриотизм его всегда был связан с жаждой социальных перемен, итогом которых станет народная счастливая и свободная Русь.
Тема Родины продолжается в теме трудового народа. Навсегда врезалась в память Некрасова картина страшного нечеловеческого труда бурлаков. Великая русская река Волга стала «рекою рабства и тоски», а образ бурлака — сквозным в поэзии Некрасова (поэма «На Волге», «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Бурлаки»).
Рабский подневольный труд изобразил поэт в стихотворении «Железная дорога». Со всех концов России согнали крестьян на строительство железной дороги, оторвав от семей, от хозяйств, и без того захудалых и жалких. Люди
… надрывались под зноем, под холодом С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Среди многотысячной толпы строителей дороги особенно выделяется «высокорослый больной белорус». Его образ так выразителен, что приобретает почти символическое значение собирательного, обобщенного образа трудового народа.
Некрасов — сам действующее лицо в стихотворении. Это он, автор, рассказывает Ване всю правду о строительстве железной дороги, о том, что не генерал, а народ построил ее на своих костях. Скорбна песнь землекопов, это не песнь даже, а плач. В ней раскрывается все народное горе, невыносимые муки рабского труда. Эта песнь-плач существует лишь в воображении поэта: так ее могли бы спеть погибшие, замученные, те толпы мертвецов, что тянутся за поездом. Это неспетая песня и потому еще — более трагичная.
При всем драматизме стихотворение заканчивается оптимистической уверенностью в народных силах, в той мощи, которая неизбежно приведет к свободе, пусть даже это будет не скоро:
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную — Вынесет все, что господь ни пошлёт!
Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.
Трудовая Россия представлена в стихотворении «Размышление у парадного подъезда». Державному Петербургу с пышным парадным подъездом противопоставлены крестьяне-ходоки, надеявшиеся найти справедливость у царского сановника. Некрасов с болью рисует рабскую покорность крестьян, которые четыре часа простояли с непокрытыми головами, а их не пустили даже на порог. И они, не возмущаясь, уходят. Это вызывает горькое восклицание поэта:
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил…
Поэт показывает тщетность поисков правды у власть имущих, призывает народ добиваться самому справедливости, ибо он «сеятель и хранитель» родной земли.
Большое место в поэзии Некрасова занимает мотив обездоленности русской женщины-крестьянки. Красавица, обреченная на непосильный труд, она «отцветает, не успевши расцвесть»
(«Тройка»). От рождения ей предписана горькая судьба, «долюшка русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать!» («В полном разгаре страда деревенская…»). Трагедия матери, потерявшей сына, замученного солдатчиной, раскрывается в стихотворении
«Орина, мать солдатская».
Образ «величавой славянки» создал Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос». Поэт любуется красотой, гармоничностью крестьянки:
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
Она терпелива, вынослива. Труд — основа ее жизни, он определяет отношение к людям:
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде…
Дарья ни минуты не бывает праздной. Вся ее жизнь — это цепь беспрерывно выполняемых работ. Этот круговорот продолжается из года в год. И ее муж Прокл тоже трудится не покладая рук, до самой смерти:
Уснул, потрудившийся в поте!
Уснул, поработав в земле!
В героях поэмы «Мороз, Красный нос» Некрасов воплотил народный идеал душевной и физической красоты, воспел крестьянский труд, опоэтизировал его как основу жизни.
Традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии Некрасовым решается как тема гражданского предназначения. В стихотворении «Блажен незлобливый поэт…» Некрасов противопоставляет двух писателей. Один живет «без печали и гнева», льстит, пишет только о красоте; другой своей «карающей лирой» говорит правду, что вызывает ненависть тех, кто правды боится:
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья,
В стихах Некрасова не однажды возникал образ Музы («Муза», «Безвестен я…», «Вчерашний день, часу в шестом…»). Его Муза — «сестра народа», «муза мести и печали», иссеченная кнутом. Она зовет к мщенью. Ее песни полны скорби, тоски и жалоб. Муза Некрасова принимает «терновый венец» мученицы, потому что «не восхваляет глупцов», не поет им «сладких песен».
Поэтическое кредо Некрасов выразил в стихотворении «Поэт и гражданин», написанном в форме диалога. Поэт должен разделять судьбу отчизны. Он не может уходить от борьбы, служа любителям «изящного» и либеральным «мудрецам». В стихотворении отразилась борьба между сторонниками «чистого искусства» и сторонниками гражданской позиции поэта:
С твоим талантом стыдно спать,
Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать.
Принципам гражданственности и суровой правды Некрасов следовал всю жизнь. Главная мысль, которая утверждалась Некрасовым: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
В «Элегии», которая близка по смыслу пушкинскому «Памятнику», Некрасов говорил о выполненном им долге поэта — гражданина:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Круг поэтических интересов Некрасова был довольно широк — тема Родины, народной жизни, крестьянского труда, городская тема, назначение поэзии. На все поэт смотрел через призму граждан — ственности, явившись подлинным выразителем национального сознания русского народа.