1. Популярность произведений Есенина.
2. Картины природы.
3. Живая природа.
4. Миф о рае на земле.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
С. А. Есенин
Ни для кого не секрет, что творчество замечательного русского поэта С. А. Есенина является очень близким, понятным для многих простых людей. Его произведения часто декламируют, заучивают наизусть, «кладут на музыку», создавая популярные песни. Именно обычному человеку, далекому от глубоких философских размышлений, не обладающему обширным багажом знаний, зачастую близки и понятны мысли и чувства, которые доносит до читателя поэт в своих стихотворениях. Это отнюдь не означает, что произведения Есенина можно назвать простыми, незамысловатыми, и тем более поверхностными. Дело совсем не в этом.
Есенин — бесспорно один из талантливейших, глубоких поэтов не только своего времени, но и всей русской литературы. В его стихах столько пронзительной боли, столько оттенков самых различных человеческих переживаний, столько глубины, используется так много поистине гениальных выразительных средств, что обвинить его в примитивности ни в коем случае нельзя.
Некоторые современники Есенина называли поэта вульгарным, «кабацким» поэтом, воспевающим пороки, свойственные многим его соотечественникам и мешающими им построить здоровое общество. Но подобные суждения никак нельзя назвать справедливыми.
На самом деле творчество Есенина пронизано глубочайшей любовью к родной стране, острой болью за нее, искренним сопереживанием всех людей, живущих на одной с поэтом земле.
«Последним поэтом деревни» называл себя С. А. Есенин. Действительно в его произведениях нам явственно видится правдивый и трогательный образ российской провинции, необъятные просторы, маленькие селенья, незамысловатая, но такая дорогая сердцу поэта деревенская жизнь.
Есенин с раннего детства осознавал свое жизненное предназначение — стать поэтом деревни. Почему так завораживает есенинское описание природы? Почему все столь привычные русскому человеку картины — леса и поля, озера и реки, крестьянские избы и подворья — в творчестве Есенина представляются особенными, дорогими сердцу, проникнутыми глубочайшим лиризмом? В этом и проявляется особенный талант поэта. Он не просто любит родную природу, он одухотворяет ее, наделяя неповторимыми черточками.
Вот, например, в стихотворении, написанном в 1910 году, то есть когда поэту было всего пятнадцать лет, зимняя пора живописуется как нечто, состоящее из одушевленных предметов и явлений:
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвономсосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Читательскому взору предстает зима не как определенный временной период, зима у Есенина — некое живое существо, с собственным характером, неповторимыми чертами. Седые облака, которые не просто плывут в далекую страну, но плывут с «тоской глубокою», словно погрузившись во всеобщее уныние, навеянное суровой зимой. А вот как юный поэт представляет весну, в ожидании которой застыло все живое:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Весна видится нам юной красивой девушкой, феей, овеянной солнечным светом.
Эту особенность раннего есенинского творчества
— наделение неживых предметов и явлений человеческими чертами — критики называют антропоморфизмом. Исследователь М. К. Евсеева пишет о стихотворениях молодого поэта: «…Животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна — становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта».
Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная», написанное в 1916 году, представляет собой что-то вроде гимна родной стране.
Гэй ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Бескрайние синие просторы русской глубинки вызывают у автора и вместе с ним у читателя чувство восторженного благоговения.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Звуки природы и человеческие голоса сливаются в единую радостную мелодию:
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Хотя автор не употребляет хвалебных эпитетов, мы понимаем, что он любуется привольными сельскими картинами и невольно начинаем любоваться ими тоже. И, подобно влюбленному в родную страну юному поэту, начинаем любить ее сильнее.
Вся ранняя лирика С. А. Есенина пронизана мифом о голубой Руси, неком волшебном месте, рае на земле, сказке, воплотившейся в жизнь.
И, читая лиричные строки поэта, мы невольно проникаемся его светлой верой в то, что наша родная страна — это самое прекрасное, что только может быть в жизни. И вслед за Есениным мы не соглашаемся променять родину на любое другое место, даже если это будет рай.