Вы находитесь: Главная страница> Шукшин Василий> Особенности народного характера в прозе В. М. Шукшина

Сочинение на тему «Особенности народного характера в прозе В. М. Шукшина»

В. М. Шукшин превосходно знал жизнь. Реалистичность своих рассказов писатель объясняет так: «И в книгах своих и в кино я говорил лишь о тех, к кому привязан. Делился, как умел, своими воспоминаниями, своими привязанностями». Центральная тема его произведений — тема доброты как духовной, так и интеллигентной. Основной мотив рассказов — боль за простого человека. Шукшина волнуют нравственные проблемы общества. Он негодует против бездуховности, обыденной пошлости, жестокости. В коротких, но динамичных рассказах писатель ярко, образно рисует «чудиков», которые видят окружающий мир по-своему. Они вбирают в себя все особенности истинно народного характера и тем близки и интересны нам, читателям. Герои чувствуют внутри себя какую-то боль и готовы объять весь мир, чтобы понять, что же такое у них болит. Им мало просто жить, они спрашивает себя и нас: «Зачем?» Этот вопрос слышится в рассказах В. Шукшина. Да, это традиционный вопрос классики, но у писателя он пронзителен и нов. С одной стороны, люди, решающие этот вопрос, — простые люди, но с другой стороны — необыкновенные, глубоко противоречивые, люди трудной судьбы. Они изо всех сил пытаются противостоять бездушному обществу, пытаются плыть против течения. Пусть люди не принимают «чудиков», но за их внешней неприглядностью скрывается честное, доброе и прекрасное сердце, стремящееся к высочайшему идеалу.

Наиболее показательным в этом плане можно назвать рассказ «Мастер», который полно отразил все своеобразие писательской манеры В. Шукшина. «Жил-был в селе Чебровка некто Сёмка Рысь, забулдыга, непревзойденный столяр», — так незамысловато начинается рассказ, повествующий о нелёгкой судьбе одного русского чело века. Весьма противоречиво описывает Шукшин глшпю го героя. Сёмка не злой человек, но ему, как он сам пшо рит, «остолбенело все на свете», отчего он бездумно рис трачивает свои «лошадиные силы» — выпивает. Возможно, в этом и кроется причина того, что «непревзойденного с толяра» называют просто Сёмка, не уважают талантливого мастера. Люди считают, что не пользоваться мастерством ради обогащения— глупо. Сёмка лее не хочет «как сыр в масле кататься» — «склизко».

С виду «совсем не богатырь», неказистый, шукшинский «чудик» красив душой. Он видит пороки общества, понимает, что в мире нет места добрым людям. Но, выпив, Сёмка забывает об этом. Душа героя ищет добра и красоты, но наталкивается лишь на стену непонимания и безразличия односельчан и равнодушие вышестоящих начальников. Именно на этом возникает конфликт, который лежит в основе сюжета рассказа. Однажды внимание мастера привлекла давно заброшенная церковь, заворожила она его душу подлинной и неброской красотой, над которой не властно время. «И стоит в зелени белая красавица — столько лет стоит», радует глаз. Сёмка очарован простотой и безупречностью пропорций, ничего лишнего, броского. Белая, изящная, талицкая церковь поразила Сёмку Рыся в одно мгновение. Талантливый мастер от природы, от Бога, он понимает её ценность. Поэтому он решает спасти «красавицу» от разрушения — отреставрировать её. Чем же вызвано его желание преобразить церковь? Чем же его так поразил блестящий отшлифованный камень на её восточной стене? «Обеспокоенный красотой и тайной», Сёмка понял, что проник в замысел неизвестного мастера, оставшийся неосуществленным. К тому же он представил себе, какой чудесной станет полуразрушенная церковь, если он восстановит её.

Сёмка решил обратиться за помощью к ответственным по долгу людям, но везде получил отказ. Ни официальную церковь, ни облисполком не волнует духовность и красота. Однако мастер продолжал упорствовать. Он не получил поддержки и от священника, и от писателя, и главное — от представителей власти. Они не считают должным сберечь памятник духовной ценности, культуры, их совсем не волнует судьба какой-то маленькой церковки. Сёмка понимает, что храм — это душа народа, опора его нравственности. Вот почему он настойчиво ходит от одного начальника к другому. Но, увы! «Обидно было и досадно». Не смог обыкновенный человек, к тому же ещё «забулдыга», достучаться до людей, не сумел помочь талицкой церкви. Чтобы залечить рану, Сёмка Рысь замкнулся в себе, он снова начал пить, чтобы уйти от злобы — злобы на людей и прежде всего на самого себя, не сумевшего отстоять «поруганную красавицу». Однако боль на сердце не утихала. Не поняли его люди, не оценили, и «Сёмка, все эти последние дни сильно загребавший против течения, махнул рукой».

Но по тому, как зло Сёмка реагирует на всё, что произошло, как обходит стороной талицкую церковь, чтобы «не бередить» раны, можно понять, что чувство красоты по-прежнему живет в нём, только теперь он пытается спрятать его глубоко в душе. И удивительно, что люди заметили это, но не решались расспросить мастера о том, что случилось. Да и что им душевные переживания Сёмки, его судьба. Но автор глубоко сочувствует своему герою, сопереживает с ним и с глубокой болью обращается к равнодушным и безразличным людям. Шукшин советует: «не умеешь — воюй, командуй, или что-нибудь такое делай — можно разрушить вот эту сказку…» Сёмка же выбрал иной путь: «Умеешь радоваться — радуйся, умеешь радовать — радуй ..» Всё в руках самого человека: он может разрушать и уничтожать, а может создавать и преумножать. Сёмка Рысь — талантливый умелец, создающий своими руками красоту, самое ценное на земле. И это радует!

Свой рассказ Шукшин назвал «Мастер» неслучайно. На первый план автор выводит обобщающий смысл этого слова как созидательного начала в человека. Такое название говорит также о единстве нравственных идеалов Сёмки и безымянного создателя талицкой церкви, который в рассказе нигде не назван архитектором. Строитель, мастер, зодчий. Таким приёмом писатель помогает понять нам и самого Сёмку, который работает по вдохновению. Отсюда можно сделать вывод: человек рождён созидать, строить мир и общество, утверждать нравственные и духовные ценности. К такой мысли подводит нас Шукшин. Почему так ясна идея рассказа? Потому что сам автор — талантливый мастер художественного слова. Образность, выразительность русской народной речи, краткость диалогов, простота языка помогают писателю в создании самобытного народного характера.

Проблемы, поставленные писателем в рассказе «Мастер», стоят перед нами и сегодня. Любовь, доброта, милосердие, искренность — вот идеал человеческого сердца, показанный Шукшиным в образе Сёмки Рыся. Этот герой воплощает в себе все яркие особенности народного характера, центрального в шукшинских рассказах.

Сёмка стремится перерасти себя, вырасти из того роста, который предопределен ему жизненными условиями, а не скрытым «талантом», в этом его красота и величие. Пусть он мал по должности и по положению, все равно в его образе таится небывалая душевная сила и энергия. Герой Шукшина. — «маленький человек», но лишь социально. Шукшин глубоко проникает в самую суть внутреннего мира Сёмки, его духовного богатства и красоты. Рассказ «Мастер» является одним из самых замечательных произведений писателя, раскрывших мастерство знатока русского национального характера.