В «Недоросле» Д. И. Фонвизин показывает катастрофическое разложение общества под влиянием рабовладения. Автор устами Правдина и Стародума говорит, что времена изменились, что «надобно воспитываться», мыслить и поступать не так, как они это привыкли делать; что дворянину бесчестно ничего не делать, «когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить». Всеобщее разложение затронуло не только крепостных, но даже власть имущих. Стародум и Правдин считают беззаконным угнетать рабством себе подобных. Государи должны владеть «свободными душами» людей и испытывать от этого «удовольствие» и «наслаждение».
Большое значение Фонвизин придает описанию униженного положения крепостных, которые Простаковой разорены вконец. Она признает, что «все, что у крестьян было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!». Рабство превратило крестьян в холопов, начисто убив в них все человеческие черты, все достоинство личности. С особой силой проступает это обесчеловечивание в дворовых — «воровской харе» Тришке, «старой хрычовке» Еремеевне.
Фонвизин создал образ огромной художественной силы — рабы Еремеевны. Старая женщина, нянька Митрофана, безропотно терпит оскорбления и пощечины. За преданность и верность она получает от хозяев «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин в день». Учителя Цыфиркин и Кутейкин не завидуют житью здешних «челядинцев». Кутейкин говорит: «Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная». Еремеевна и есть темная, забитая женщина, давно утратившая человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия», «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». Нужно заметить, что Еремеевна не лишена хитрости. Она быстро смекнула, что в доме меняется власть, и уже не боится Простаковой, не уважает попавших в опалу учителей. С подобострастием служит она новому своему хозяину — опекуну Правдину. По его приказу Еремеевна приводит учителей со словами: «Вот тебе и вся наша сволочь, мой батюшка».
Жалко выглядят в пьесе эти учителя. Им не доплачивают за учебу нерадивого Митрофанушки, плохо кормят. Цыфиркин с умыслом задал ему задачу на тему увеличения своего жалованья. Присутствующая при этом Простакова запретила сыну решать эту бессмысленную задачу: «Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не вижу за что». С учителями и не думали рассчитываться. Кутейкин пытался требовать расчета, но выяснилось, что Митрофан ничему не научился у него, поэтому тот еще остался должен хозяйке. Кутейкин только осрамился и едва унес ноги. Цыфиркин проявил честность, отказавшись от жалованья: «Не возьму ничего. Он ничего не перенял». Милон и Стародум наградили его деньгами со словами: «За то, что ты не походишь на Кутейкина».
Подлым обманщиком оказался самый дорогой из учителей Митрофана — учитель французского и «всех наук» немец Вральман. Бывший кучер Стародума не учит Митрофана ровно ничему и учить не может, потому что сам ничего не знает, даже мешает учить другим. Он оправдывает свою педагогику словами: «Сынок, какоф ест, да тал Бог старофье… А фить калоушка- то у нефо караздо слапе прюха; напить ее лишне да и захрани поже!» Вральман — единственный человек и доме, с которым хозяйка обращается прилично, даже с посильным для нее уважением: «Как тебе не знать большого свету, Адам Адамыч? Я чай, и в одном Петербурге ты всего нагляделся».
Унизительным положением свободных учителей Фонвизин иллюстрирует рабскую психологию, которая пропитала все слои русского общества. Поэтому учителя терпят унижение ради барыша, хотя не являются крепостными людьми и в любой момент могут уйти от своего работодателя.
Закономерно, что рабство развращает, растлевает и самих помещиков: зритель видит, как русские помещики превращаются в скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, становятся жестокими палачами окружающих людей, тиранами и паразитами. Они грубы в обращении с крепостными и в общении между собой. Скотинин намерен отстаивать свои права на Софью даже ценой жизни и здоровья племянника: «Ну, будь я свиной сын, если не буду ее мужем или Митрофан уродом». Его сестра из «одного помета» готова разорвать брата за то, что он стоит на ее пути и пытается угрожать сыну: «За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному». Она ругает Еремеевну за слишком мягкое обращение с барином и своим братом Скотининым: «Ну… а ты, бестия, остолбенела, а ты не вцепилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…».
Достойный сын своей матери, Митрофан с детства впитал материнскую жизненную науку. Он научился подхалимничать, лицемерить. В его словах звучит неуважение к родителям. Он рассказывает матери о своем плохом сне: «Ночь всю така дрянь в глаза лезла». Мать спрашивает: «Какая ж дрянь, Митрофанушка?» И тот без малейшего стеснения отвечает: «Да то ты, матушка, то батюшка». Митрофан целыми днями лоботрясничает, гоняет голубей и уж давно имеет охоту жениться. Его безалаберность сочетается с жестокостью. Он всегда готов «приниматься за людей» и не имеет ни капли жалости к любящей его матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
Финал пьесы подтверждает моральную правоту Правдина, говорящего о необходимости борьбы со скотиниными и проста- ковыми, которые относятся к свои крепостным (да и друг к другу) по-скотски. В комедии «Недоросль» Фонвизин показывает «злонравия достойные плоды» — пагубные следствия рабовладения.