В романе преступление и наказание Ф. М. Достоевского страшную роль убийцы, человека, перешагнувшего запретную черту, играет симпатичный читатель, добрый, честный герой. Родион Раскольников, будучи положительным человеком, пошел на бесчеловечный шаг, и это необычно для романа о преступлении, но совершенно обыденно для реальной жизни. Раскольников очень чувствителен к чужому горю, ему гораздо легче страдать самому, чем глядеть на несчастия других. Родион отдает последние деньги Мармеладовых, когда становится свидетелем печальной сцены обыска Мармеладова его «ужасно похудевшей», постоянно недоедавшей, измученной беседами женой Катериной Ивановной. «Уходя, Раскольников успел просунуть руку в карман, загреб, сколько пришлось медных денег и неприметно положил на окошко».
Он пытается помочь и пьяной девушке. «Очнется, поплачет, потом мать узнает.…Пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка, туда да сюда.…А там больница…вино…кабаки…и еще больница…калека», — думает Раскольников. Его приводит в отчаяние невозможность помочь всем, кто нуждается. От одиночного доброго поступка другим несчастным не стало легче. Что толку в помощи одному, если невозможно уничтожить зло. Его внезапный крик городовому, подошедшему, чтобы помочь девушке: «Оставьте! Чего вам? Бросьте! Пусть его позабавится. Вам-то чего?» — объясняется именно этими мыслями. Раскольников снова помогает Мармеладовым, отдавая им последние деньги. Он заступается за Соню, когда «собственник» Лужин обвиняет ее в воровстве. Но Раскольников при всей своей положительности все-таки убил старуху процентщицу и ее сестру, он «разрешил кровь по совести». Совершив убийство, герой быстро начинает понимать, не признаваясь себе, неверность своей теории, шаткость мотивов убийства: людям жить легче не стало, а Наполеоном он не сделался.
Не смотря на тяжкий груз на совести, Раскольников все же не замкнулся в себе, не жил только своими горестями и заботами. Он замечает несчастья других, еще раз убеждаясь, что зла в мире меньше не стало. Родион не эгоист по натуре, и попытка сделаться им, то есть убить «для себя», не принесла ему облегчения. Настоящее раскаяние пришло к Раскольникову только на каторге, когда любовь к Соне и принятие христианской морали помогли очистить его неспокойную совесть. Только любовь — христианская и человеческая — смогла совершить это чудо и воскресить Родиона Раскольникова, спасти его душу.