Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение на тему «Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Часто говорят, что Петербург — это музей под открытым не¬бом. Его историческими зданиями и памятниками архитектуры любуются не только петербуржцы, но и туристы, приезжающие со всех сторон света. Многие из них хотят не просто увидеть этот город, насладиться его неповторимым стилем и проникнуться его настроением, а посмотреть на него глазами великого русского писателя — Федора Михайловича Достоевского. Ведь Петербург стал одним из главных героев книг этого писателя. События его романов связаны с домами, набережными, мостами, площадями и переулками Петербурга.
«Петербург Достоевского» — это целый мир, в котором жили Родион Раскольников, князь Мышкин, Макар Девушкин и дру¬гие герои его романов. Столичный город по-разному входил в их сознание. Свое восприятие Петербурга было и у самого пи¬сателя — защитника «униженных и оскорбленных».
Жизнь столицы Достоевский в своих произведениях рисовал как яркое, резкое и «фантастическое» воплощение всех проти¬воречий русской жизни в целом. История преступления Роди¬она Раскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Петербурга середины 60-х годов XIX века.
Картины нищего Петербурга в романе «Преступление и на¬казание» пронизаны глубокой болью за человека, жгучим чув¬ством социального негодования. Облик романа «Преступление и наказание» определяют картины бедности, бесправия и безыс¬ходности. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и жесто¬кость окружающей их действительности.
Петербург выступает как подстрекатель и невидимый участ¬ник преступления Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он случайно слышит разговор студента и офицера о процентщице. В грязи, духоте, вони, под пьяные крики завязы¬вается его трагедия. В трактире звучит исповедь Мармеладова, в трактире раскрывает душу Свидригайлов. На бульваре Рас¬кольников встречает подвыпившую, опозоренную девочку. На улице истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, в при¬ступе безумия заставляющая своих голодных детей плясать и кривляться перед прохожими. На улице затоптан лошадьми Мармеладов. На площади всенародно кается Раскольников.
В романе изображен центр торговли тогдашнего Петербур¬га — Сенная площадь, а также прилегающие к ней мрачные ули¬цы и закоулки. Екатерининский канал Достоевский называет «канавой». Во времена Достоевского на Сенной площади нахо¬дился главный рынок города, поэтому там всегда — с раннего утра и до позднего вечера — толпился народ. В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, известный тем, что там находилось большое количество кабаков. Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф. М. Достоевский хорошо знал район Сен¬ной площади. Здесь жил он сам, и здесь он поселил героев свое¬го романа. Вот Раскольников, возвращаясь к себе домой после мучительного сна в кустах на Петровском острове, направился к Сенной площади: «Было около девяти часов, когда он прохо¬дил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотни¬ков… Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерно¬го внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя». Раскольников — один из этой толпы. Проходя мимо торговцев нитками, тесемками и ситцевыми платками, он неожиданно для себя услышал разговор, из которого узнал, что «завтра, ровно в семь вечера», старуха-ростовщица «останется дома одна». Эта встреча с мещанином, его женой и Лизаветой — сестрой процентщицы — стала для него решающей.
В июльскую жару Раскольников бродит по улицам города: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности на¬нять дачу». Запахи из «канавы», из дворов, с помоек, пыль и ду¬хота — все это вызывает у Раскольникова «чувство глубочайше¬го омерзения» и делает его мысли еще более кошмарными.
В романе неоднократно упоминается Юсупов сад. Направ¬ляясь к старухе-процентщице и проходя мимо Юсупова сада, Раскольников «даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы пре¬красная и полезнейшая для города вещь». Вероятно, Достоевс¬кий приписал Раскольникову собственные мысли, поскольку его очень волновала идея благоустройства города. В Юсупов сад любил заходить друг Раскольникова — Разумихин. Этот сад называет Раскольников в разговоре со Свидригайловым.
Деталями и сценами жизни Петербурга пронизан весь роман: «По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он направился на Сенную. Не доходя до Сенной, на мостовой, перед молочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный роман».
Бесцельно бродя по городу, Раскольников забрел в один из переулков: «Миновав площадь, он попал в переулок… Он и преж¬де проходил часто этим коротеньким переулком, делающим ко¬лено и ведущим в Садовую». Особенно его тянуло к этим мес¬там, когда становилось тошно на душе, «чтоб еще тошнее было». Его одолевали мысли о том, как в обществе «обессмыслена че¬ловеческая жизнь, какой ужасной, позорной ценой приходится платить» за жалкое существование.
Таким образом облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его.
В романе «Униженные и оскорбленные» Петербург также предстает мрачным и недоброжелательным. Глазами героев мы видим «туманную перспективу улицы, освещенную слабо мер¬цающими в сырой мгле фонарями», «грязные дома», «сверкаю¬щие от сырости плиты тротуаров», «угрюмых, сердитых и про¬мокших прохожих», «всю эту картину, которую обхватывал черный, как будто залитый тушью, купол петербургского неба».
Великолепные дворцы не могут заслонить нищих кварталов, где ежедневно совершаются людские трагедии: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно… сбываются под тяжелым пе¬тербургским небом».
Несомненно, описание зданий, улиц, площадей и каналов Петербурга вносит неповторимый колорит во все произведения Достоевского. Но так же верно и то, что восприятие города пи¬сателем стало частью Петербурга, его легендой под названием «Петербург Достоевского».