Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Подлинная литература подлинной, а не вымышленной Руси (по творчеству Н.А. Некрасова)

Сочинение на тему «Подлинная литература подлинной, а не вымышленной Руси (по творчеству Н.А. Некрасова)»

Литература — это плод, выращиваемый в течение многих лет, который впитывает в себя нравственные, философские ценности, накопленные поколениями того или иного народа. Литература живет и развивается вместе с народом, выражая его сознание, стремления, надежды. Поэтому подлинная литература так или иначе носит эпический характер. Она должна изображать как индивидуальные вековые особенности и черты народа, его идеалы, так и настроение и проблемы сегодняшнего дня. Писатель, способный создавать подлинную литературу своего народа, должен сердцем прочувствовать его душу. Одним из таких писателей был Н.А. Некрасов.
Главным делом своей жизни Некрасов считал, « служа искусству», жить для блага ближнего. Излюбленный герой некрасовских произведений — мужик. Ни один русский поэт не изображал еще так красочно и правдиво жизнь, нравы, характер, надежды русского народа. Самое сильное чувство, которое он вызывает в Некрасове, — это восхищение. Автор дивится богатырской силе, выносливости мужчин; любуется царственной походкой, статностью деревенских женщин, у которых в руках все спорится. Поэту интересны черты характера, присущие только русской горячей натуре: это и нечеловеческое упрямство, и любовь к крепким словам:
А мужику не лаяться —
Едино, что молчать.
Некрасов не может не сказать о сочувствии крестьян своему собрату. Простые люди готовы прийти друг другу на выручку и, если нужно, поделиться своими скудными средствами, как это было в истории с Ермилом Гириным. Много людей откликнулось на его просьбу, раз он собрал денег «до тысячи». Поэт отмечает характерную черту русского народа — трудолюбие. После долгих странствий семеро путешественников, увидев, что на Волге вовсю идут покосные работы, не выдержали и включились в общее дело.
Привычка позабытая
К труду! Как зубы с голоду,
Работает у каждого
Проворная рука…
Как у Гоголя в «Мертвых душах», в поэме « Кому на Руси жить хорошо» появляется «живое» слово, вырвавшееся «из-под самого сердца», «какого не придумаешь, хоть проглоти перо». Как и Гоголь, Некрасов признает в народе великую силу духа и характера. Поэта возмущает, что народ с такими природными задатками «отцветает, не успевши расцвесть», хороня лучшее, что имеет, в чарке с вином либо в «черной и трудной» работе.
Описав крестьянское благородство, доброту, трудолюбие, автор не забыл и о пороках: невежестве, суеверии. Но ведь это пороки, «привитые» дикими условиями существования. Крестьянин как бы оторван от культуры, он всецело занят непосильным трудом. Ясно, что у него, как у любого человека, есть тяга к прекрасному, только из-за совершенного отсутствия образования она исказилась до пошлости: на «ярмонке» крестьяне покупали портреты генералов, оценивая их «подлинность» по таким критериям: осанка, грудь «с гору», глаза навыкате, грозный взгляд. Но и такие покупки может позволить себе не каждый.
Нет у крестьянина лишних денег, чтобы покупать книжки, да и времени их читать: ведь землю нужно вспахать, а потом вовремя убрать урожай. «Знал, для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял…» («Несжатая полоса») — говорит автор про крестьянина, который после работы на земле помещика не в силах убрать свой урожай.
Много произведений Некрасов посвятил русской женщине. Некрасовская героиня и стройна, и красива, и трудолюбива. В молодости она идет с распахнутыми руками к счастью, к светлой жизни. Она хочет жить, жить в полном смысле этого слова. Но дверь, за которой она может обрести счастье, навсегда для нее закрыта: «Ключи от счастья женского… Заброшены, потеряны…» Приняв свою настоящую судьбу, женщина теряет что-то живое; изменяется ее взгляд на мир, возможно, появятся озлобленность и желание испортить чужую расцветающую жизнь (недаром Некрасов представляет свекровей как беспощадных тиранов вроде Кабанихи из «Грозы»), А может быть, она превратится в безропотное, безответное существо:
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
Детей крестьян ждет не менее суровая участь:
Царь возьмет мальчишек,
Барин — дочерей!
Некрасов видит, что реформа 1861 года не принесла счастья ни мужику, ни барину. Помещик, почти не привыкший работать своими руками, становится беспомощным, как князь Утятин и помещик Оболдуев. Им трудно отвыкнуть от праздной жизни: от охоты, музыкантов, актеров, трудно настроиться на новый лад быстро меняющейся жизни.
Нелегко и крестьянам: они как лошади без наездников. Основная масса крестьян именно такая. Они представляют собой рабочую силу, которая без распоряжения работать не будет. Отсюда упадок в помещичьих усадьбах; голодные крестьяне разворовывают барское добро, кругом убогие избы, напоминающие нищего с костылём. Оскудение как в деревне, так и в усадьбах. Истинно говорит один из крестьян:
Что церкви без священника,
Угодьям без крестьянина,
То саду без помещика!
Особенно тяжело дворовым, которые, подобно обломовскому Захару и Фирсу Раневской, почитают как святыню своего барина и барское хозяйство. Похожая психология и у «холопа примерного —Якова верного», у которого только и было радости, что барина «холить, беречь, уважать».
В своём творчестве Некрасов не обошел стороной тему чиновничества. В стихотворении «Филантроп» автора возмущает атмосфера лжи, подкупов, взяточничества среди государственных служащих. Поэтому порядочный человек в такой обстановке вынужден «пресмыкаться в нищете».
Цель подлинной литературы — воспитать маленького Еремушку и вырастить из него свободного сына России, настоящего гражданина, у которого на первом месте не собственное «я», а Отечество. Для Некрасова важно, чтобы он, как Гриша Добросклонов, осознал страдание своего народа и стал его заступником.