Национальная литература впитывает в себя нравственные, философские ценности, накопленные поколениями народа. Литература живет и развивается вместе со своим создателем — народом, выражает его сознание, стремления, надежды. Поэтому подлинная литература, так или иначе, носит эпический характер. Искусство слова призвано отразить как индивидуальные вековые особенности и черты народа, его идеалы, так и настроение и проблемы сегодняшнего дня. Писатель, способный создавать подлинную литературу своего народа, должен сердцем прочувствовать его душу. Одним из таких писателей был Н. А. Некрасов.
Главным делом своей жизни Некрасов считал жить для блага ближнего, «служа искусству». Излюбленный герой некрасовских произведений — мужик. Ни один русский поэт не изображал еще так красочно и правдиво жизнь, нравы, характер, надежды русского народа. Самое сильное чувство, которое народ вызывает в Некрасове, — это восхищение. Автор дивится богатырской силе, выносливости мужчин; любуется царственной походкой, статностью деревенских женщин, у которых в руках все спорится. Поэту интересны черты характера, присущие только русской горячей натуре: это и нечеловеческое упрямство, и любовь к крепким словам:
А мужику не лаяться –
Едино, что молчать.
Некрасов не может не сказать о сочувствии крестьян своему собрату. Простые люди готовы прийти друг другу на выручку и, если нужно, поделиться своими скудными средствами, как это было в истории с Ермилом Гириным. Много людей откликнулось на его просьбу, раз он собрал денег «до тысячи». Поэт отмечает характерную черту русского народа — трудолюбие. После долгих странствий семеро путешественников, увидев, что на Волге вовсю идут покосные работы, не выдержали и включились в общее дело.
Привычка позабытая
К труду! Как зубы с голоду,
Работает у каждого
Проворная рука…
Как у Гоголя в «Мертвых душах», в поэме «Кому на Руси жить хорошо» появляется «живое» слово, вырвавшееся «из под самого сердца», «какого не придумаешь, хоть проглоти перо». Подобно Гоголю, Некрасов признает в народе великую силу духа и характера. Поэта возмущает, что народ с такими природными задатками «отцветает, не успевши расцвесть», хороня лучшее, что имеет, в чарке с вином либо в «черной и трудной» работе.
Описав крестьянское благородство, доброту, трудолюбие, автор не забыл и о пороках: невежестве, суеверии. Но ведь это пороки, «привитые» дикими условиями существования: крестьянин в силу своего социального положения оторван от высокой культуры, он всецело занят непосильным трудом. У русского крестьянина, как показывает Некрасов, есть тяга к прекрасному, только из за совершенного отсутствия образования она исказилась до пошлости: на «ярмонке» крестьяне покупали портреты генералов, оценивая их «подлинность» по таким критериям, как осанка, грудь «с гору», глаза навыкате, грозный взгляд. Но и такие покупки мог позволить себе не каждый! Нет у крестьянина лишних денег, чтобы покупать книжки, да и нет времени их читать: ведь землю нужно вспахать, а потом вовремя убрать урожай. «Знал, для чего и пахал он и сеял, / Да не по силам работу затеял…» («Несжатая полоса») — говорит автор про крестьянина, который после работы на земле помещика не в силах убрать свой урожай.
Много произведений Некрасов посвятил русской женщине. Некрасовская героиня и стройна, и красива, и трудолюбива. В молодости она идет с распахнутыми руками к счастью, к светлой жизни. Она хочет жить, жить в полном смысле этого слова. Но дверь, за которой она может обрести счастье, навсегда для нее закрыта: «Ключи от счастья женского. Заброшены, потеряны…» Приняв свою настоящую судьбу, женщина теряет что то живое; изменяется ее взгляд на мир, возможно, часто появляются озлобленность и желание испортить чужую расцветающую жизнь (недаром Некрасов представляет свекровей как беспощадных тиранов вроде Кабанихи из «Грозы»). А может быть, она превратится в безропотное, безответное существо:
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
Детей крестьян ждет не менее суровая участь: «Царь возьмет мальчишек, барин — дочерей!»
Некрасов видит, что реформа 1861 года не принесла счастья ни мужику, ни барину. Помещик, почти не привыкший работать своими руками, становится беспомощным, как князь Утятин или помещик Оболдуев. Им трудно отвыкнуть от праздной жизни: от охоты, музыкантов, актеров, трудно настроиться на новый лад быстро меняющейся жизни.
Нелегко и крестьянам: они как лошади без наездников. Отсюда упадок в помещичьих усадьбах; голодные крестьяне разворовывают барское добро, кругом убогие избы, напоминающие нищего с костылем. Оскудение пришло и в деревню, и в усадьбы. Истинно говорит один из крестьян:
Что церкви без священника,
Угодьям без крестьянина,
То саду без помещика!
Особенно тяжело дворовым, которые, подобно обломовскому Захару и Фирсу Раневской, почитают, как святыню, своего барина и барское хозяйство. Похожая психология и у «холопа примерного — Якова верного», у которого только и было радости, что барина «холить, беречь, уважать».
В своем творчестве Некрасов не обошел стороной и тему чиновничества. В стихотворении «Филантроп» автора возмущает атмосфера лжи, подкупов, взяточничества среди государственных служащих. Поэтому порядочный человек в такой обстановке вынужден «пресмыкаться в нищете».
Цель подлинной литературы — воспитать маленького Еремушку и вырастить из него свободного сына России, настоящего гражданина, у которого на первом месте не собственное «я», а Отечество. Для Некрасова важно, чтобы новый герой, как Гриша Добросклонов, осознал страдание своего народа и стал его заступником.