Вы находитесь: Главная страница> Есенин Сергей> Поэма Сергея Есенина "Анна Онегина"

Сочинение на тему «Поэма Сергея Есенина «Анна Онегина»»

«Анна Онегина» — это предпоследняя поэма Есенина, написанная в конце 1924 — начале 1925 года. Самому Есенину очень нравилась эта поэма. В письме к Чагину (декабрь 1924 года) он говорит о ней так: «Работаю и скоро пришлю Вам поэму, по-моему, лучше всего, что я написал».

Что же представляет собой поэма «Анна Снегина»? Литературная критика определила ее как лирико-эпическое произведение. В одной из заметок 1925 года было написано, что в этой поэме Есенин приближается к проблеме поэмы-романа, то есть романа в стихах.

Само понятие «роман в стихах» сразу вызывает ассоциации с «Евгением Онегиным» Пушкина. Напрашивается вопрос: имеются ли какие-то общие черты в этих двух произведениях? Мне кажется, что «Анну Снегину» и «Евгения Онегина» объединяет манера повествования и оценка событий. И в том и в другом произведении мы встречаем: рассказ о событиях, о действиях героев, описание портретов и характеров, мест, где происходят события, монологи автора, содержащие его философские размышления и раскрывающие эмоциональное состояние, диалоги и монологи героев, письма. Все это дает основание говорить о жанровой схожести этих произведений.

Однако поэма Есенина, в отличие от романа в стихах Пушкина, может быть определена как поэтическая автобиография. В ней звучит имя поэта, из нее мы узнаем, что автор родился в семье зажиточного крестьянина. Также мы узнаем, что он дезертировал из армии Керенского и жил по подложным документам:

Купил себе «липу»…
Был первый в стране дезертир.

В поэме очень точно описаны места, в которых действительно проживал Есенин.

Удивительно точно передается также хронология событий. В первой части поэмы мы видим, что дело происходит в 1917 году, в конце апреля. Из писем Есенина, например, Ширяеву, мы узнаем, что лето 1917 года Есенин действительно провел в своем селе. Со слов мельника мы узнаем, что поэт не был в родном селе более трех лет:

Подумай ведь только…
Четвертый
Тебя не видали мы год…

И из письма Панфилову следует, что в феврале-марте 1913 года Есенин действительно был в Константинове. Также хронологически точен и второй приезд поэта к мельнику. В письме мельник на этот раз упрекает поэта:

Ты что-то опять в Криушу
Не кажешься целых шесть лет.

Автобиографична и история любви поэта. Как считают современники Есенина, «…в образе Анны Снегиной отразились черты дочери помещика из села Константинова Л. И. Кашиной». Кашиной Есенин посвятил стихотворение «Зеленая прическа…», написанное в 1918 году, то есть сразу после событий, о которых говорится в поэме.

Почему же Есенин дал Кашиной имя Анны Снегиной? Фамилия образована от слова «снег», понятие же снега ассоциируется, во-первых, с белизной, светом, чистотой, а во-вторых, с холодом. Как же эти качества представлены в образе Анны? Первое упоминание о ней, как о девушке в «белой накидке»:

Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет».

Второе упоминание еще более красноречиво. Поэт в лихорадочном жару болезни не различает лица Анны, он видит лишь белое платье:

Мой мельник с ума, знать, спятил.
Поехал,
Кого-то привез…
Я видел лишь белое платье
Да чей-то привздернутый нос.

К образу девушки в белой накидке он обращается и в последних строках поэмы. Но особенно интересны следующие строки:

Смотрите…
Уже светает.
Заря, как пожар на снегу…
Мне что-то напоминает…
Но что?..
Я понять не могу…

В этих строчках в аллегорической форме показаны отношения Анны и поэта: пылкий характер поэта, его горячность сравниваются с пожаром, а холодное равнодушие Анны — со снегом.

В поэме нашли свое отражение мысли Есенина о человеке, о войне, его понимание революции и места крестьянства в ней. В начале поэмы автор рассказывает нам о своем отношении к войне. Он не боится назвать себя «первым в стране дезертиром», отвергает лозунг «война до победного конца», выдвинутый Временным правительством. Чем же вызвано такое отношение поэта к войне? Есенин понял, что в войне заинтересована лишь верхушка общества, а удел простого народа, «сермяжной рати»,— умирать на фронте и убивать себе подобных:

Я понял, что я — игрушка,
В тылу же купцы да знать,
И, твердо простившись с пушками,
Решил лишь в стихах воевать.

Есенин глубоко убежден, что никакие цели войны ие могут оправдать убийство человека. Оп пишет:

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют еще!
И чувствую в скулах упрямых
Жестокую судоргу щек.

Достаточно точно передано в поэме и отношение Есенина к революции. Мы видим, что он судит о ней с позиций крестьянина. В поэме противопоставлены два взгляда на революцию. Один — это взгляд зажиточного крестьянства. Он выражен в монологе мельничихи. Другой взгляд — взгляд крестьянской бедноты, представлен в основном в репликах и коротких монологах Прона. Мельничиха считает, что с революцией связаны только беспорядок и разорение. Она говорит поэту:

А все это, значит, безвластье.
Прогнали царя…
Так вот…
Посыпались все напастья
На наш неразумный народ.

Мельничиха считает, что такие люди, как Прон, приведут Россию к гибели:

Таких теперь тысячи стало
Творить на свободе гнусь.
Пропала Рассея, пропала…
Погибла кормилица Русь…

Прон — активный участник революционного движения в деревне. Первый вопрос, который волнует его и других бедняков, это вопрос о том, отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ? Прон еще до Декрета о земле отправляется к Онегиным с требованием отдать землю; он с радостью воспринимает известие об Октябрьской революции и готов тут же организовать в селе коммуну.

Что касается самого автора, то его позиция двойственна. Он не осуждает мельничиху и, может быть, в чем-то с ней согласен. В то же время он свой и среди крестьянской бедноты. Прон говорит о нем:

Но все ж мы тебя не прочим.
Ты — свойский, мужицкий, наш…

С глубоким презрением написан Есениным образ брата Прона, бедняка Лабути; ему неприятен жадный возница. В то же время автор с симпатией относится к зажиточному мельнику и мельничихе, а также к бедняку Прону. Из этого можно сделать вывод, что для Есенина важны не классовая принадлежность человека, не его положение в обществе, не его достаток, а его нравственные качества.

Важно, что в поэме Есенин стремился быть предельно искренним и правдивым. Но поэт уходит от ответа на вопрос о своем месте в революции, о своем отношении к революционным преобразованиям.

И последнее, о чем нужно сказать, это о поэтическом мастерстве Есенина. К периоду написания поэмы Есенин достиг вершины своего мастерства. Всего в нескольких словах ему удается создать точные и яркие образы. Мы живо представляем себе богатую деревню Радово и полуразвалившуюся деревню Криуши. Для портрета возницы достаточно оказалось одного слова «туша», чтобы вызвать представления об этом человеке. Поговорка мельника «за милую душу» позволяет понять, что он добрый и мягкий человек.

Слог Есенина достаточно прост, но эта простота и является тем мастерством, к которому стремился поэт. В письме к Бениславской, написанном в период работы над поэмой, он признается: «…Я понял, что такое поэзия. Не говорите необдуманных слов, что я перестал отделывать стихи. Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме стал еще более требователен. Только я пришел к простоте…»

Может быть, именно эта простота и привлекает к поэме читателей.