У Сергея Есенина была своя точка зрения на жизнь, существовала своя философия. Одним, можно сказать, главным ключом к пониманию работ поэта является его статья «Ключи Марии».
Сергей Есенин придерживается философии, заключающейся в том, что мертвого вообще не существует, все и вся имеют свои души, а значит, и чувства.
Полное внимание и проникновение частицей самого себя в эти строки позволяют читателю понять смысл и суть того, что написано поэтом.
Все имеет свою душу… Все деревья, цветы, камни, а многие люди порой просто не замечают их, считая неодушевленными предметами. Например, дерево для многих является растением, которое в результате процесса фотосинтеза выделяет кислород, нужный для дыхания. Другие люди обратят свое внимание на красоту этого дерева, на то, как оно вписывается в пейзаж. В философии С.Есенина вопрос рассматривается намного глубже. Дерево — природа. Музыка, эпос, да и сам человек — происходят от природы, от дерева.
Большое значение для Есенина имеет орнамент. Орнамент заложен в человека природой и исходит от людей непроизвольно.
Своей философией С. Есенин подтверждает, что люди являются неотъемлемой частью природы.
Детство свое поэт провел в деревне, и село Константинове стало очень дорогим и значимым для него.
Главными темами в его творчестве были деревня, природа и мать.
В представлении Есенина эти компоненты человеческой жизни очень трудно, просто невозможно представить друг без друга, так как все это вместе и есть Родина.
Поэт сам представлял себя на протяжении всей жизни кленом, то есть самой природой.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Это одно из первых стихотворений. А вот отрывок из одного из последних стихов:
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым…
Эти строки подтверждают желание поэта полностью слиться с природой.
Противоположностью деревне является город, шум и копоть которого неблагоприятно влияют на психику человека.
Люди, живущие в городах, становятся озлобленными, часто можно услышать грубые, резкие слова, возникают многие тяжелые заболевания. И перед людьми встают вопросы: что делать дальше? как жить? А нужного ответа нет.
Я думаю, что только на природе, оставшись наедине с самим собой, человек может разобраться в себе, решить проблемы, которые в городе кажутся ужасными.
Я понимаю чувство С. Есенина, которое он испытывал, когда город стал наступать на деревню. Я в детстве ежегодно по шесть месяцев жила на даче. Мне на всю жизнь запомнилось умиротворение окружающей меня тогда природы; только пение птиц, плеск ручья, шелест травы да изредка лай собаки нарушали тишину. Антропогенный фактор тогда мало влиял на поселок. Сейчас, к сожалению,
многое изменилось. Лес, в который я ходила еще несколько лет назад, вырублен, землю разделили на участки и продали, грунтовые дороги заасфальтировали. А дома!.. Вовсе не деревянные, как привыкли в деревне, а кирпичные и бетонные. Люди стараются свою дачу превратить в подобие города.
Как тут не понять горечь и боль строк о том, что деревню сжимают железные тиски, что деревне угрожает смертельная опасность в лице людей?!
Более полувека назад боль утраты чего-то очень дорогого и важного была, наверное, еще более тяжелой для человека, который все детство провел в деревне.
Сергей Александрович Есенин потерял большую часть себя с потерей деревни. В чем же смысл жизни, если на основу всех основ, на природу, не обращают внимания, если ее душат шумом городов?! Деревня исчезает… Поэтому С. А. Есенин и пишет: «Я последний поэт деревни…»