Сергей Александрович Есенин — необычайно яркий и талантливый русский поэт XX столетия. Его стихотворения покоряли и покоряют многие поколения людей яркостью красок, живостью образов, остротой чувств. Поэзия Есенина — это целый мир необычных образов, которые глубоко связаны с народом, с крестьянством, с Древней Русью, с православной символикой, уходящей в глубь веков. Наверное, поэтому лирику Есенина многие любят и понимают.
Творчество поэта многогранно, но тема любви к Родине проходит от начала и до конца его литературной жизни. Мне кажется, что для С. А. Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю».
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Поэт любит Россию страстно, искренне, тепло. И эта любовь отразилась в его творчестве:
О, Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Есенин родился и вырос в деревне среди прекрасной русской природы: неоглядных просторов, широких полей и лугов, высоких трав. И во многих его произведениях нашли отражение эти российские пейзажи:
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Удивительно представлена в стихах Есенина деревня:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость,
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Но он описывает не только природу деревни, но и быт, и народные традиции:
Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу,
У церквей пред затворами древними
Поклонялись пречистому Спасу.
Неудивительно, что Есенин пишет о деревне, крестьянском народе, ведь деревня для него — воплощение Родины, а Родина прежде всего — крестьянская Русь.
Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. Теперь он все чаще рисует «воспрянувшую Русь». Поэт начинает верить в возможность счастья для своего народа:
О, верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть,
О, верю, верю, счастье есть.
Я думаю, Есенин принял революцию как нечто очищающее, как начало идеального будущего, которое виделось ему как трудовая и счастливая жизнь зажиточных крестьян.
Необычайно тяжело и мучительно переживал С. А. Есенин, когда понял, что революция — это не только счастье, но и кровавая реальность, ведущая к окончательному разорению милой ему деревни.
Эта боль Есенина по-особому сказалась в стихотворении «Я последний поэт деревни», где Есенин не отделяет своего существования от деревни, от ее судьбы, а отождествляет себя с нею, считает себя ее сыном, песнетворцем и защитником. В этом стихотворении он прощается с вымирающей — деревянной — деревней, с ее древней культурой и с ее последним поэтом, уже прочувствовавшим, что время его миновало:
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
Любовь к Родине помогла Сергею Александровичу Есенину преодолеть душевный кризис.
Я считаю, что С. А. Есенин неверно окрестил себя «последним поэтом деревни», он стал ее первым великим певцом в новое время.