Мне кажется, что для Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины, без которой он себя просто не мыслил, хотя время, в которое он жил, вызвало массовую эмиграцию русской интеллигенции.
Поэт любил Россию страстно, искренне, нежно. Никто и никогда так не напишет:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Он признается:
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.
Родина видится Есенину прежде всего через ее природу. Может быть, поэтому всякий, кто познакомился с его творчеством, уже не забудет «белого перезвона берез», «березового ситца», «розовой води» и других изумительных образов.
Чувство любви к Родине, проходя через всю поэзию, меняло вместе с тем оттенки. Ранние стихи окрашены грустью, звучат трогательно, неповторимо:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Революция, которую Есенин приветствует, меняет тематику его творчества. В стихах поэта отчетливо зазвучали социальные мотивы и революционные настроения.
Однако он принял революцию как нечто очищающее, как начало идеального будущего, которое виделось ему как трудовая и счастливая жизнь зажиточных крестьян.
К сожалению, его наивные представления натолкнулись на суровую и кровавую реальность. Гражданская война привела к окончательному разорению деревни.
Разорение деревни, пренебрежение к крестьянам со стороны новой власти, продотряды и прочее вызвали кризис в настроениях поэта. «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал», — признается он в одном из писем. Возникает тема Руси, истерзанной войной.
Новая власть утвердила гегемонию пролетариата, а для Сергея Александровича Россия — это, прежде всего, крестьянский народ. И, кажется ему, что нет у народа больше защитника:
О Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
И вновь:
Я последний поэт деревни…
Любовь к «голубой Руси» помогла Есенину преодолеть душевный кризис. Подымалось и крестьянство, а вместе с ним возрождалась и страна. После посещения заграницы поэт почувствовал новый прилив чувств к России, которую впервые захотел увидеть «через каменное и стальное». Творчество его засветилось новыми гранями.
Последний год жизни был необычайно плодотворным… Смерть лишила нас новых шедевров.
В последнее время появилось много статей о загадке гибели С. А. Есенина. Смерть этого человека волнует, прежде всего, потому, что он был необычайно ярким и талантливым поэтом. По словам А. М. Горького, даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой силой чувства, такой совершенной выразительностью.
Когда-нибудь тайна смерти Есенина будет раскрыта. Бесспорно, он мог убить себя сам, потому что был человеком неуравновешенным и подверженным слабостям. Но и властям было за что не любить его… Недаром ведь Сталин запретил его произведения, возвел в смертный грех чтение его стихов. А нарком просвещения Луначарский подвергал суровому и резкому осуждению деятельность имажинистов, к которым принадлежал и Есенин.
Есенин — народный поэт. Недаром так легко поются песни на его стихи. Миллионам и миллионам россиян его творчество будет внушать любовь к родной земле, природе, селу.