Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Почему романы Ф.М. Достоевского оказались актуальными сегодня

Сочинение на тему «Почему романы Ф.М. Достоевского оказались актуальными сегодня»

На мой взгляд, романы Ф.М. Достоевского актуальны, современны для моей эпохи, для любого времени, ибо проблемы, поднятые в них, вечны. Все непостоянное, мелкое, нетвердое уходит со временем в небытие, теряется, но великое остается в вечности, и все миросозерцание Достоевского есть часть этой вечности, ее мудрая глубина…
Достоевского интересовал дух человека, ибо человек был Для него существом духовным с целостным и многоликим миром, глубина которого никогда не может быть познана и рационализирована до конца.
Тайна человека остается всегда неразгаданной, самая сердцевина его духовного мира — нетронутой. Достоевский, исследуя человеческую природу, проникает в ее нежную, незримую, бестелесную тонкую материю так глубоко, что в душе возникает невольно странное, щемящее, неясное чувство — ощущение тревоги. Глубина и зовет, и пугает. Бездонность, неизвестность, безграничность всегда влекут,
но эта неизвестность по-своему страшна. Человеку легче пребывать в неведении, на поверхности своего мира, чем постигнуть нечто тяжелое, сумрачное, давящее. Но для движения к высоте Добра человеку необходимо осознать глубину своего падения, как и для преодоления зла необходимо погрузиться в небо, впустить его в сердце. Путь к возвышению, путь духовного роста лежит через страдания — это крестный путь, но он должен быть до конца пройден человеком, ибо это есть своеобразный долг человека перед Творцом — через падения, через грех, через муки, через покаяние обратиться к Богу, принять его в себя и свершать акты творчества, созидать новую жизнь, чтобы напоминать людям, потерявшим духовные связи с Богом, о Его присутствии в их заблудших сердцах.
В Добре есть простота, красота, величие; Божий дух несомненен, в нем нет и не может быть противоречий — все противоречия исходят от человека — противоречия человеческой природы, терзающие, мучающие, причиняющие боль и страдания. Безысходность может быть только в человеческом мире; в Божественном есть прорыв в бесконечность. Вера в Божественное всегда есть выход из мрака, поглотившего человека. Достоевского интересовали эти связи Божественного и земного, пути к возрождению, пути к спасению человека, но через открытие Божественной нити в душе, отход от Бога, отступление от веры и возвращение к ней через постижение высоты неба и глубины собственного падения.
Божественное и земное — два полюса в душе человека. В человеке есть мрак, давящий мрак, удушающий, но есть и свет, и Достоевский верил в силу этого света; в человеке живет и Бог, и дьявол; дьявол — сила земного, сила отягощающего душу мрака. И неправильно полагать, что природа человеческая низка и ничтожна, извращена и слаба, — на этом утверждении строится вся диалектика Великого инквизитора. Если бы люди открылись Богу, если бы почувствовали Его присутствие в их томящихся, заблудших сердцах и следовали бы слову Его, то и мир бы людской стал чище, яснее. Зло никогда не искоренится из этого мира — его корни слишком глубоки, но духовное в человеке будет противиться злу, Бог не оставит человека, если тот примет Его, если приблизится к Его Духу. Мрак порождает только мрак, насилие ведет к еще большей крови, бездна поглощает. Человек, отвернувшийся от Бога, теряет дар творчества, его искаженное сознание производит только искривленные, болезненные, смутные формы.
И вся диалектика Великого инквизитора находит здесь свое начало и конец: бунт Инквизитора против Бога при-
вел к истреблению свободы, к утрате истинного духовного стержня, который подменили ложным. Зло явилось в обличье добра, человек, не имеющий Бога в душе, пришел «со словом Божьим на устах», и тем страшнее подобное зло, что оно творится без Бога, но от имени Его. Ложь, страшную ложь, трудно разглядеть человеку, сбившемуся с пути. Но сердце, связанное с Богом, порывающееся в небо, сможет распознать подмену, ощутить чудовищную суть этой чудовищной лжи.
Человек не может жить без неба. Такова его природа — «убийство человека есть убийство Бога». И давно бы уже не было мира человеческого, если б не жил в душах людских Бог. Когда человек теряет Бога, он оказывается перед бездной. Безбожный мир страшен, он сам истребляет, разрушает, размалывает себя. Мир стал жесток, мир захлебнулся в крови, человечество утратило способность тонко чувствовать; что-то грубое, кричащее, дерзкое ворвалось в нашу жизнь, вторглось в наши души — наше задушевное человечество стало безумно. И бунт Ивана Карамазова есть восстание в человеке Божеского начала, протестующего против зла и жестокости этого созданного Богом мира, немилосердного, заставляющего страдать даже такое безвинное, девственно-чистое существо, как ребенок.
«…Я не Бога не принимаю, пойми ты, — я мира, мира, им созданного, не принимаю…»
Если человечество не вспомнит Бога, нас ждет еще большая кровь, еще большие страдания. Россия на перепутье… И дай Бог, чтобы люди обратились к тому свету, что есть в их душах, к свету, который бессмертен, ибо связан с бесконечным. К свету, в который так верил Достоевский!..