Как только молодой человек — герой романа «Преступление и наказание» предстает перед читателями, автор, не успев назвать нам его имени, спешит сообщить о некой мечте, которой он одержим. Более того, Родион Раскольников все настойчивее ощущает, что от мечты давно пора переходить к делу. Это таинственное «дело» оказывается убийством.
Теория Раскольникова (по которой, кстати, и разгадал его Порфирий Петрович при отсутствии всяких улик) заключается в идее существования «особых» людей. По мнению Раскольникова, все люди делятся на низших, то есть на «материал, служащий единственно для зарождения себе подобных», и на собственно людей, то есть на «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Продумывая и совершая убийство, Раскольников,преследует цель доказать себе, что он — Человек, а не «тварь дрожащая».
Раскольников фанатичен в утверждении своей идеи, подобно раскольникам, то есть религиозно-общественному движению в России XVII века. Как видим, фамилия героя является «говорящей», как это часто бывает у Достоевского. Главный герой «Преступления и наказания» «расколот» внутри себя самого. В его душе невероятным образом уживаются идеал и неверие в идеал, тоска по мировой гармонии и хладнокровные размышления убийцы.
Почему же Раскольников так легко смог переступить границу, отделяющую идею от ее реального воплощения? Во-первых, он не боится быть отверженным от людей, в том числе и от самых близких. А во-вторых, в нем нет страха быть отверженным от Бога. Только много позже, после знакомства с Соней, он поймет, насколько страшно последнее. А отчуждение от семьи будет лишь началом его наказания.
На протяжении всего романа Раскольников пребывает в болезненном состоянии. И это состояние есть бунт, который направлен на отрицание «патриархальных законов масс» и на отрицание мира, созданного Творцом. В этом состоит правда Раскольникова. Он присваивает себе Слово Творца и начинает творить сам. Он создает себе призрачный мир, в котором стремится сказать «новое слово» и тем самым стать властелином над «массой». До тех пор, пока Раскольников не познакомится с Соней, он будет жить вне бога. В этом его беда, сначала неосознанная. В этом — несостоятельность его «правды».
В те дни, когда он безмерно страдает от своего одиночества, оторванности от мира, от родных, Раскольпиков начинает искать утешения у Сони. Их судьбы очень схожи. Оп убийца, она — «блудница». Оба они отвержены обществом, оба одиноки, оба страдают. Сначала Раскольникова влечет к Соне ее униженное состояние. Человек по природе не может быть один, это противоестественно. Кто-то всегда должен быть рядом, поэтому герой тянется к Соне. Он еще не осознает, что в ней — залог его спасения и искупления.
Соня твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. В этом ее отличие от Раскольникова. Она не живет вне Бога, как он. Очень важна в романе сцена, когда Соня читает Раскольникову Евангелие, притчу о воскрешении Лазаря. В этот момент герой вдруг начинает видеть в Соне убитую им Лизавету. В лице Сони — лицо Лизаветы. Именно в этот миг ее ужас передается ему и наступает прозрение. Тогда Раскольников рассказывает Соне о своей теории. Но она не слышит и не понимает его «нового слова». Именно это непонимание и есть самое убедительное доказательство того, что теория Раскольникова ложна. Соня воспринимает его слова не разумом, а сердцем. Она не понимает сложной теории Раскольникова о «сверхчеловеке», зато видит очень простой и ясный путь к спасению. Этот путь — в Боге. «Перекрестись, помолись хоть раз», — просит Соня Родиона.
Комната Сони в квартире портного Капернаумова подобна библейскому городу Капернауму, где сходятся грешники и страдальцы. В городе Капернауме люди внимали истине Христа, в квартире Капернаумова Раскольников внимает истине Сони. Конечно, он не сразу преодолевает диалектику в себе, не сразу отказывается от теории «сверхчеловека». Но именно с Сони, с разговоров с ней в ее маленькой комнатке началось его исцеление.
Раскольников хочет принять Сонину веру не по убеждению, а потому, что безграничное доверие к ней заставляет его смотреть на мир ее глазами. Полное же исцеление Раскольиикова происходит только тогда, когда он отказывается от своей правды и постигает правду Сони, но не разумом, а сердцем. Он отказывается от стремления к «новому слову». Это, как он теперь понимает, призрачный мир Настоящий мир тот, где нет слов, где человек — не Творец, а создание божье.
Достоевский через страдания проводит своего героя к единственной правде: утверждать себя нужно не через идеи и теории, а через любовь к богу и к людям.