Вы находитесь: Главная страница> Есенин Сергей> Прекрасный сад поэзии С.А. Есенина

Сочинение на тему «Прекрасный сад поэзии С.А. Есенина»

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
В этом стихотворении сосредоточилось все, что мне дорого в поэзии Есенина. Его любовь к родной земле, к родному краю осветила многие стихи. Она продолжается и в нас. В этом стихотворении звучит и особая есенинская грусть — безысходная и вместе с тем освещенная надеждой.
Не случайно первое слово стихотворения — глагол совершенного вида, обозначающий законченное, завершенное действие. «Все в прошлом», —- говорит поэт. По той же причине в первой строфе дан не конкретный, тщательно выписанный, а как бы обобщенный пейзаж русской осени: облетевшая роща, журавли… Это лишь набросок, эскиз, детали которого нет надобности прорисовывать, так как главное не в них.
Вторая строфа — пример афористически емкого словесного выражения жизненного пути человека:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
Но вновь поэт утверждает, что не все — тлен, ведь природа вечна:
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Постоянные образы Есенина: странник, покинутый дом, голубой пруд как деталь среднерусского пейзажа, — на этот раз спутники не только лирического героя, но и каждого человека.
В третьей строфе внутри этого обобщенного пейзажа, где-то вдалеке, на горизонте, появляется одинокая фигура лирического героя — «вечного странника» во времени:
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
«Золотая» юность героя, подобно роще, «отговорила»:
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветъ.
Четвертая строфа — кульминация в развитии лирического сюжета. Чувство беспредельной тоски и одиночества («один среди равнины голой») усиливает образ необычайной поэтической выразительности:
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Но вдруг в пятой строфе резко меняется эмоциональная тональность стихотворения, и отрицания («не обгорят», «не пропадет») на этот раз звучат уже в качестве утверждения:
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Слияние с природой позволяет поэту верить, что все не напрасно. «Роща золотая» — это сам поэт и его поэзия. Для Есенина поэзия — это прекрасный сад, где слова — листья, а потому они и временны, и вечны.
В последней строфе внутреннее, лирическое движение сюжета стихотворения завершается: героем уже владеет не чувство тоски и одиночества (третья и четвертая строфы), а приходит просветленная грусть.
Есенин о своем «возрасте осени» скажет: .^Прозрачно я смотрю вокруг». Для него человек, поэзия и природа — одно целое. И поэт в последней строфе уже совершенно отождествляет себя с природой:
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
Для Есенина природа — это вечная красота и источник вечной гармонии мира. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, о философии жизни, именно так возвышенно действуют они на нас.