В 1866 году вышло в свет знаменитое «Преступление и наказание», это грандиозное произведение, стоящее особняком не только в русской, но и в мировой литературе и по своей задаче и по исполнению. Убийства и грабежи, столь обычные во все времена и у всех народов,
давно были предметом писателей (например, в «Разбойниках» Шиллера, в повести «Дубровский» Пушкина), но Достоевский затронул это явление с особенной точки зрения, с какой не затрагивал его еще никто, никому из писателей не приходила в голову мысль всмотреться в это явление, углубиться в выяснение общественных и личных причин и побуждений, вызвавших подобного рода явление, чтобы дать им социальные и психологические обоснования. Для обычного взгляда студент Раскольников — двойной убийца и грабитель; он заслуженно преследуется правосудием, присуждается к каторжным работам; но читатель чувствует, что перед ним преступление необычайное, не вмещающееся в обычные рамки убийств с целью грабежа, не говоря уже о том, что Раскольников не воспользовался и не стремился воспользоваться в личных интересах награбленным; Раскольников даже не испорченный и не дурной человек. Он нервно отзывчив на чужое и незаслуженное горе и страдание, готов облегчить это горе и страдание своим участием и пожертвованием последних копеек, имеющихся в его распоряжении. Нужна была обстановка большого города, нужно было исключительное направление всей эпохи, чтобы созрело и дошло до осуществления задуманное. Мировая литература не имеет произведения, в котором мы находили бы такое мастерское воспроизведение преступления, совершенного интеллигентным человеком, не способным на такое жестокое дело.
А душевное состояние Раскольникова после убийства, когда он еще глубже уходит в себя, избегает человеческого общества, чуждается ласки и общения с самыми дорогими и близкими людьми — матерью и сестрой, приехавшими в Петербург повидать дорогого Родю, когда он, разбитый, нравственно измученный, но все еще гордый своей идеей сверхчеловека, несет свою исповедь Сонечке Мармеладовой, этому кроткому, чистому при своем пороке существу, общественному отщепенцу, подавленному тяжестью общественного презрения?! Да, в русской литературе роман Достоевского занимает особое место как явление невиданное, неожиданное. А второстепенные лица романа, из которых каждое необходимо для целого и достойно тщательного внимания! Помещик Свидригайлов, на все дерзающий и безнаказанный сладострастник, обеспечивающий семью Мармеладовых; Сонечка и сам безудержный пьяница Мармеладов, с его твердой верой и надеждой на Божие милосердие в день страшного суда Господня!
Разрушая все принятые понятия, Достоевский устанавливает новую оценку преступного и позорного, дозволенного и недозволенного.